САМОСТОЯНЬЕ ЧЕЛОВЕКА | Владимир Илляшевич: ощущать боль и есть признак духовной целостности и гармонии. Оттого трогает название конкурса Вечная память
журнал СЕНАТОР
журнал СЕНАТОР

САМОСТОЯНЬЕ ЧЕЛОВЕКА
 

 

ВЛАДИМИР ИЛЛЯШЕВИЧ,
член Международного общественного совета
и жюри
МТК «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ»

Владимир ИЛЛЯШЕВИЧПолвека прошло с окончания Отечественной войны 1812 года, когда один из титанов русской и мировой литературы Л.Н.Толстой создал грандиозную эпопею о патриотическом порыве народа и его победе над грозным, покорившим Европу наполеоновским войском. По масштабам, количеству жертв, неисчислимым страданиям и историческому значению победы в 1941-1945 годах не случайно Отечественная война носит название Великой. Оттого и победа стала великой. Сколько нужно еще времени, чтобы появился писатель, который своим гением сумеет встать рядом с Толстым? Много замечательных, высокохудожественных и талантливых произведений написано о прошедшей войне, но эта тема продолжает занимать умы. Подвиг солдата и подвиг народа, совершенного 60 лет назад остается неизбывной частью нашего национального самосознания и мирового исторического сознания. Для осмысления этого подвига и столетия не хватит.

Человекоцентричность, пушкинское «самостоянье человека» остается главной парадигмой русской литературы и историософии. Страшно изломанная судьба народа и страны как в капле воды отражается в судьбе человека, сохранившего достоинство и непокоренность в титаническом столкновении со всемирным злом, принявшим облик человеконенавистнического нацизма. Увы, спустя шестьдесят лет появляются силы, ищущие оправдания тем, кто развязал мировую бойню и желал торжества своего насилия и ненависти - оправдания фобий, комплекса неполноценности или претензий на господство в измерениях нового времени. Наверное, именно последнее заставляет «ревизоров» истории, в том числе прибалтийских, извращать суть совершенного героизма, превращать черное в белое и белое в черное. В оправдание собственных несправедливостей и амбиций на господство, пусть совсем маленькое, пусть в минимодели, но господство, когда все позволено. В их душах нет места великодушию и самопожертвованию, нет христианской любви.

Властвующие именуют себя элитой. Они говорят об элите, потому что самая животрепещущая тема для них - они сами. Понимание же, что бюрократическая «элита» - это еще не элита общества, по крайней мере здорового общества, нет. Власть бюрократии и денежных мешков - две стороны одной медали, власть - ресурс капитала, деньги - ресурс обретения власти. Конвергенция этих двух ресурсов и составляет то, что многие бездумно называют элитой, а тем временем неизменной составляющей любой истинной элиты были, есть и останутся носители духовности и культуры, утверждающей высокие смыслы. Лишь интеллект и широкий спектр «вольных возможностей», предлагаемых (хотя бы к обсуждению) носителями духовности и культуры способны рождать генеральные идеи развития, доктрины, концепции и осмыслить суть национальных интересов. Не оттого ли, что оставлена в забвении интеллектуально-духовная составляющая элиты, мы погрязли в тине бесконечного словоблудия и топчемся в болотной жиже полной духовной стагнации? Самомнение административно-финансовой олигархии уже сегодня дорого обходится людям. Но спросим себя: где же критерии оценки на практике? Вот здесь как раз и обнаруживается, что нами совершенно забыт главный индикатор происходящего и мы произносим тысячи слов, обсуждая множество граней нашего современного бытия, вне мысли о нравственном аспекте событий, речей, действий, процессов.

…Пресса Эстонии последний месяц взвешивала «плюсы и минусы» неожиданного отказа эстонского президента Арнольда Рюйтеля от визита в Москву на празднование Дня Победы 9 мая. Он приедет на следующий день, чтобы поучаствовать в работе международного форума глав государств. Очевиден демонстративный характер его поступка. Политологи и журналисты, общественные деятели и разного рода местные авторитеты мусолят перья о выгодах и негативных последствиях этого шага с точки зрения «большой политики» маленькой страны, от которой, на самом деле, ничего в мировых делах не зависит. Однако же вопрос, насколько морален президентский поступок, почему-то их не интересует. Ну, отказался вывезенный в младенчестве на Запад отставной полковник американской армии и нынешний президент Литвы Валдас Адамкус прибыть к 9 мая в Москву, ну, нахамила, «так и быть согласная приехать» бывший психолог, активист латвийских эмигрантских центров, управлявшихся американскими спецслужбами, и сегодняшняя глава Латвии Вайра Вике-Фрейберга. Ведь многими десятилетиями беззастенчиво врала западная пропаганда об истинной роли великой страны на востоке в деле разгрома нацизма. В америках этой лжи верят огромное количество людей. (Недавно выяснилось, что большая часть американских школьников искренне считают, что Германию с сателлитами разгромили США, а «Россия воевала на стороне немцев»). Ясное дело, что подобного влияния не избежал ни американский солдат Адамкус, ни канадская латышка Вике-Фрейберга. Да и русским языком они не владеют. Они-то, взращенные на идеалах сугубо американской философии «просвещенного эгоизма», может быть, и не привыкли мыслить доминантой нравственных категорий, столь присущей восточнохристианскому мировоззрению. Другое дело - крещеный в православии Арнольд Федорович Рюйтель, отслуживший срочную в пять лет на советском военном флоте, возросший в карьере от директора опорно-показательного совхоза до кресла многолетнего члена бюро ЦК Компартии Эстонии и председателя Верховного Совета Эстонской ССР. Он-то, человек образованный, защитивший свою сельскохозяйственную докторскую диссертацию в России (!) на излете 80-х годов минувшего столетия. Однако, Арнольд Рюйтель предпочел 9 мая «остаться со своим народом». Горюя по поводу «советской оккупации» вместе с супругой Ингрид, дочерью расстрелянного нацистами в 1942 году Неэме Рууса, секретаря ЦК КП Эстонии и председателя Совета Народных Комиссаров Эстонской ССР. Правда о горечи «советской оккупации» все больше говорит не эстонский народ, с которым президент страны «остался», а эстонские средства массовой информации, выполняющие определенный политический заказ. В сегодняшних прибалтийских республиках ничего не делается без одобрения дяди Сэма. Быть может, оправдывает безнравственный поступок Арнольда Рюйтеля то обстоятельство, что он вынужден считаться с указаниями из американского посольства? Да-да, я не ошибся в вопросе, именно считаться с указанием не ехать в Москву 9 мая?

Все очень не просто. Когда в местечке Лихула на северо-западе Эстонии был установлен с одобрения местного самоуправления памятник эсэсовцам со «шмайссером» в руках, то буквально на следующий день премьер-министра республики Юхана Партса пригласила к себе посол США Восс, а к вечеру того же дня из Таллина в Лихула прибыла колонна с краном, самосвалами и отрядом полицейского спецназа в шлемах с забралами, наручниками, дубинками. Их встретили камнями, но памятник с вырубленным в граните эсэсовцем все же был благополучно демонтирован и увезен. Эстонские средства массовой информации, до сих пор восхищавшиеся экстремистской выходкой «борцов за свободу Эстонии», будто воды в рот набрали, словно по чьей-то команде. Дело в том, что история с памятником несет с собой изрядный антиеврейский заряд. Пока прибалтийское поощрение всего, что касается нацистского прошлого, наполнено очевидным русофобским содержанием, Запад помалкивает со снисхождением. Но стоило задеть чувства еврейства, как последовала жесткая и отнюдь не дипломатически дискретная реакция американского посла, кстати, по происхождению - польской еврейки и члена международного исполкома движения памяти Холокоста. Стало быть, оскорблять память русского и других народов, понесших в минувшую войну неисчислимые жертвы, можно, а пострадавшего еврейского народа - нельзя? Нравственно ли это? Вряд ли. Невозможно оправдать действия бывшего высшего советско-партийного руководителя и ныне президента независимой Эстонии А.Рюйтеля и его литовского коллеги В.Адамкуса помалкиванием американцев (если не указанием из Вашингтона) по поводу их демонстративного отказа от участия в московских празднествах 9 мая. Безнравственна позиция и западных покровителей нынешних прибалтийских руководителей. Ни соображениями политической конъюнктуры, ни «высшими» государственными интересами, ни далеко идущими геополитическими планами по новому разделу мира невозможно заменить нравственные императивы. Рождаются и умирают государства, и даже народы, но неизменной основой всего сущего остается человек и его духовное самостоянье.

Утерянные жизни и страдания миллионов людей в Великой Отечественной - огромное сосредоточение, сгусток боли, сохраняющейся в багровых рубцах на теле народа в последующих поколениях. Эта боль стала частью генетической памяти и она нужна как непроизвольное, независящее от воли отдельного человека напоминание о том, что вновь и вновь в чьем-то нездоровом сердце и уме могут возникать химеры господства и насилия. Способность ощущать эту боль и есть признак духовной целостности и гармонии. Оттого столь трогает название литературного конкурса «Вечная память», вечная…

SENATOR - СЕНАТОР
 

 


 

® Федеральный журнал «СЕНАТОР». Cвидетельство №014633 Комитета РФ по печати (1996).
Учредители: ЗАО Издательство «ИНТЕРПРЕССА» (Москва); Администрация Тюменской области.
Тираж — 20 000 экз., объем — 200 полос. Полиграфия: EU (Finland).
Телефон редакции: +7 (495) 764-49-43. E-mail: senatmedia@yahoo.com.


© 1996-2017 — В с е   п р а в а   з а щ и щ е н ы   и   о х р а н я ю т с я   з а к о н о м   РФ.
Мнение авторов необязательно совпадает с мнением редакции. Перепечатка материалов и их использование в любой форме обязательно с разрешения редакции со ссылкой на журнал «СЕНАТОР» ИД «ИНТЕРПРЕССА». Редакция не отвечает на письма и не вступает в переписку.