МТК «Вечная Память» | Международный творческий конкурс писателей и журналистов
СЕНАТОР - SENATOR
журнал СЕНАТОР - Journal SENATOR

 
  
      О КОНКУРСЕ      ЖЮРИ      АВТОРЫ      ПРОИЗВЕДЕНИЯ      НОВОСТИ      ПИСЬМА      NOTA BENE

СЕНАТОР: вопросы истории, культуры, экономики, политики и межрегиональных связей

МТК «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ»
ГЛАВНЫЙ КОНКУРС РОССИИ В ЧЕСТЬ 70-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ!
ПУСТЬ ЗНАЮТ и ПОМНЯТ ПОТОМКИ!


 

ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ
(Почему не выполняется Постановление Мосгордумы о сооружении в Москве памятника Маршалу Советского Союза А.М. Василевскому?)
Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, дважды кавалер ордена «Победа»Для популяризации подвига народов Советского Союза в годы Великой Отечественной войны редакция Федерального журнала «СЕНАТОР» и Фонд «Маршалы Победы» с 2005 года проводят Международный творческий конкурс писателей и журналистов «Вечная Память». За эти годы Конкурс вызвал широкий отклик и живое участие более 17000 авторов из 42 стран мира: ветеранов войны и тружеников тыла, историков, писателей, журналистов, художников, кинодокументалистов, композиторов, певцов, и многих талантливых детей, также допущенных к участию.
Конкурс открыл много новых имён и страниц истории войны. Вместе с тем он обнажил и невнимание, допущенное по отношению к некоторым известным её участникам. Один из них – Маршал Советского Союза А.М. Василевский. Выяснилось, что за прошедшие десятилетия после его смерти ни разу не были отмечены юбилейные даты этого выдающегося полководца Великой Отечественной войны. До сих пор в Москве нет ни одной памятной доски – ни на здании Генерального штаба, ни на здании Министерства обороны, ни на здании бывшего Советского Комитета ветеранов войны, которые он когда-то возглавлял.
Маршал А.М. Василевский – дважды Герой Советского Союза, дважды кавалер ордена «Победа», видный государственный и военный деятель, один из величайших полководцев нашей Победы, главный организатор Сталинградской битвы на Волге. В годы войны он – начальник Генерального штаба, автор многих стратегических операций, а как Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке, он блестяще спланировал и осуществил разгром миллионной японской Квантунской группировки войск и вернул Советскому Союзу исконно русские земли: Южный Сахалин и Курильские острова, что стало победной точкой нашей страны во Второй мировой войне. Из всех военачальников только Маршал Василевский вошёл в историю Великой Отечественной и Второй мировой как полководец, который не проиграл ни одной стратегической баталии. В послевоенные годы А.М. Василевский был Министром обороны СССР, стоял у истоков ветеранского движения и стал первым председателем Советского Комитета ветеранов войны.
С целью возрождения памяти незаслуженно забытого к тому времени полководца в год 30-летия его смерти (2007) в России (на собственные средства редакции журнала и его главного редактора) был проведён «Год Памяти Маршала Победы А.М. Василевского», в рамках которого был утверждён план мероприятий, включающий и сооружение ему в Москве памятника (хотя памятники ему надо бы установить и в Калининградской области, и на Курилах, ставших благодаря маршалу Василевскому новыми приграничными регионами России). Эту инициативу журнала «СЕНАТОР» поддержали многие известные в стране люди (список прилагается), а также администрации и законодательных органы 18 субъектов РФ. Благодаря инициативе журнала, глубоко занимающегося историей Великой Отечественной войны и сохранением памяти её героев, удалось добиться присвоения имени маршала одной из улиц Волгограда и Смоленской Военной академии войсковой ПВО ВС РФ. Инициативу поддержали и депутаты Московской городской думы, приняв Постановление (16.05.2007 г.) о сооружении в городе-герое Москве памятника Маршалу Советского Союза А.М. Василевскому, в котором были определены конкретные сроки и объёмы финансирования (20 млн. рублей из федерального центра и городского бюджета Москвы).
К сожалению, это Постановление не выполнено до сих пор. Поэтому мы считаем актуальным как никогда реализовать его в год 70-летия Победы и 70-летия окончания Второй мировой, с которым совпадает 120-летие со дня рождения Маршала А.М. Василевского (30 сентября 2015 года). И установить памятник не где-то «на одноименной улице им. Маршала Василевского», как предлагают некоторые «активисты», а в центре российской столицы, рядом с новым зданием Генштаба, возле кинотеатра «Художественный», к 9 маю 2016 года.
Фонд «Маршалы Победы» обращается к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с настоятельной просьбой рекомендовать Правительству РФ принять соответствующее решение о сооружении памятника полководцу в г. Москве, и взять этот вопрос под личный контроль. Далее.
 

БОЛЬШОЙ КОНКУРС К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!
Международный творческий конкурс «Вечная Память» В Москве объявлен III Международный творческий конкурс (МТК) «Вечная Память» к 70-летию Великой Победы! Фактически это продолжение I-го и II-го Конкурсов, которые были проведены к 60- и 65-летию Победы и вызвали широчайший отклик как в нашей стране, так и в ближнем и дальнем зарубежье.
Отличие нового Конкурса в том, что в нём еще больше увеличено жанровое разнообразие материалов, допускаемых к участию в Конкурсе, а также расширен возрастной состав участников: в целях содействия патриотическому воспитанию молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной войны к участию в нём будут допущены дети и школьники от 5 до 18 лет, что даст возможность выявить новые имена юных дарований и оказать содействие развитию детского художественного творчества.
Но самым значительным отличием нового Конкурса является включение в него новой номинации: «ВЕЛИКАЯ И ЗАБЫТАЯ» – к 100-летию начала Первой мировой войны.
В этом небывалом по масштабам конкурсе могут принять участие граждане России, Украины, Беларуси, Казахстана и других стран на постсоветском пространстве, а также дальнего зарубежья, в т.ч. наши соотечественники в различных странах мира.
В рамках III МТК «Вечная Память» организаторы конкурса вновь обращаются к учительскому сообществу и учащимся школ России с предложением провести в школах уроки по чтению, обсуждению и написанию сочинений по произведениям авторов-конкурсантов.
Кроме того, принято решение продолжить проведение Всероссийской акции «ПОСАДИТЕ ДЕРЕВО ЗА ТОГО ПАРНЯ!», получившей уже раньше активную массовую поддержку на местах. Руководство Фонда «Маршалы Победы», редакция Федерального журнала «СЕНАТОР» и Оргкомитет III МТК «Вечная Память» обращаются ко всем с призывом посадить до 70-летия Победы дерево в память о каждом павшем в Великой Отечественной войне советском солдате – защитнике Отечества. Пусть всегда зеленеет и шелестит листвой наша благодарная память о них! Положение о конкурсе.
 

РОССИЯ НАКАНУНЕ 70-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ
«Такие события, как Курская битва, битва за Москву, Ленинград, Сталинград и Кавказ, не просто этапы Великой Отечественной войны, из них как раз и складывалась героическая история нашей страны, общая память о доблести и мужестве наших предков. Их самоотверженная любовь к Отечеству – пример для всех послевоенных поколений. И наш долг следовать ему, сохранять и передавать потомкам правду о войне, фактах, героях, в том числе широко и достойно отмечать юбилейные даты, важнейшие события нашей истории.
До 70-летия Победы в Великой Отечественной войне осталось полтора года. Подготовка к этому торжеству – задача очень ответственная, и мы должны сделать всё, чтобы эта дата была отмечена на самом высоком уровне, глубоко, содержательно. Безусловно, главными на этом празднике станут наши ветераны. И нам следует активизировать работу по улучшению социально-экономических условий жизни ветеранов, инвалидов, участников Великой Отечественной войны, приравнённых к ним лицам.
…Важно, чтобы праздничные торжества готовились творчески и, я хотел бы это подчеркнуть, сердечно. Тогда эту теплоту почувствуют и те, которые должны быть в центре нашего внимания, – ветераны. Да и молодые люди должны это почувствовать.
Программы для молодых людей нужно продумывать специально, привлекать профессионалов, способных современно и содержательно готовить такие акции. Никому не нужны формальные, отчётные мероприятия, их вообще не должно быть. Мы должны провести юбилей достойно, уделить художественной и гуманитарной составляющей праздника самое пристальное внимание.
У нас есть хорошие традиционные форматы работы с подрастающим поколением: тематические школьные мероприятия, встречи с ветеранами, возложение цветов к воинским мемориалам, но, уверен, сфера патриотического воспитания сегодня остро нуждается в новых подходах, востребованных современными людьми, современной молодёжью.
В частности, предлагаю обратиться к поиску ещё неизвестных широкой публике героев Великой Отечественной войны. В военных архивах – тысячи документов об уникальных фактах, их подвигах. И мы должны постепенно год за годом извлекать из небытия эти факты, рассказывать о них, снимать фильмы, организовывать яркие акции.
Я очень рассчитывают на помощь средств массовой информации, киноиндустрии, историков, краеведов, хранителей музеев, архивов и библиотек.
День Победы – праздник честный и очень искренний, и подходить к нему нужно соответственно!»

(Отрывок из выступления президента Российской Федерации В. Путина на заседании
Российского организационного комитета «Победа» в Прохоровке – 12 июля 2013 года)

ОТЗОВИСЬ, РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ!
Совет Федерации, Государственная Дума и Общественная Палата Российской Федерации приняли решение о полной поддержке проекта мемориала «Плач России», инициированного Федеральным журналом «СЕНАТОР» и Фондом «Маршалы Победы» в год 70-летия начала Великой Отечественной войны.
Как-то естественно и просто плакат времён Великой Отечественной войны «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ!» стал символизировать проект создания мемориального комплекса «Плач России». Идею увековечения памяти жертв гражданского населения СССР, погибшего в годы войны на оккупированных территориях страны, в тылу врага и в концлагерях, – о чём, кстати, в России говорится впервые за все послевоенные годы, – уже сегодня горячо поддерживают многие представители общественности. Об этом свидетельствуют и многочисленные отзывы, поступающие в адрес Фонда и редакцию журнала. Свою роль здесь играет и короткометражный документальный фильм-реквием «Плач России», премьера которого состоялась в Интернете (в сети Facebook, YouTube и Яндекс) накануне Дня Победы. Далее

 ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАГРАДА  
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ВОЗРОЖДЕНИЕ МЕЧТЫ
Федеральный журнал «СЕНАТОР» – лауреат открытого Федерального конкурса «Санкт-Петербург. Возрождение мечты» (2003), он занял первое место в номинации «Век минувший». Конкурс, учрежденный общероссийской организацией работников «Медисоюз» и Информационным управлением Администрации президента Российской Федерации, был приурочен к 300-летнему юбилею города на Неве. Редакция журнала искренне благодарит всех своих авторов за их огромный вклад в развитии журнала и достижение такого успеха на федеральном уровне!
ДИПЛОМ ЛАУРЕАТА КОНКУРСА «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ВОЗРОЖДЕНИЕ МЕЧТЫ»


СЕНАТОР о государственности в России          СЕНАТОР и Болгария          СЕНАТОР и вся Италия          СЕНАТОР и Финляндия          СЕНАТОР и вся Германия          СЕНАТОР и Бавария          СЕНАТОР и Маршал Василевский          СЕНАТОР и Анна Герман
  БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПАТРИАРХА РПЦ  
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПАТРИАРХА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
От всего сердца приветствую участников Международного творческого конкурса «Вечная Память»!
В этом году вся Россия отмечала знаменательную дату своей истории – 60-летие победы в Великой Отечественной войне. Как 60 лет назад перед лицом угрозы порабощения сплотился весь народ, так и ныне этот праздник поистине объединил старшее поколение и молодежь, людей различных профессий, представителей разных религий. Почти пять лет длилась война, и благодаря героическому подвигу всего народа – от военачальников до простых солдат и тружеников тыла – в мае 1945 года была одержана долгожданная Победа.
К сожалению, сегодня в России и за рубежом находятся люди, которые пытаются переписать историю и умалить героический подвиг наших соотечественников в годы той войны. Но мы не должны забывать, какой ценой досталась Победа нашему народу.
С каждым годом становится все меньше тех, кто вложил свой вклад в победоносное завершение Великой Отечественной. Но отрадно, что сегодня, несмотря на новые границы, потомки тех, кто победил в этой войне, вновь объединяются, дабы своим творчеством засвидетельствовать, что подвиг нашего народа не будет забыт никогда.
Возглашая за богослужением «Вечную Память», Православная Церковь призывает помнить наших умерших сродников. Но особо она молится за воинов, положивших жизнь за свою Родину. В церковной традиции верность Отечеству земному перекликается с верностью Отцу Небесному, как об этом пишет святой апостол Павел: «Преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3, 14-15). Поэтому защита земного Отечества – священный долг православного христианина.
Призываю благословение Всемогущего Бога на труды участников конкурса, желаю всем вам мира, здравия и неоскудевающей помощи Божией!
Патриарх Алексий II
    ВОЙНА и НАШ МИР  

Орден Победа – дорогой знак величайшей Победы 1945 года!

«ПОБЕДА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ!»
С таким заявлением ещё в год 60-летия Победы выступили члены Международного общественного Совета и Жюри МТК «Вечная Память». А его Оргкомитет, учитывая все возрастающую активность фальсификаторов истории Великой Отечественной войны и Второй мировой и тем более роли Красной Армии в разгроме германского фашизма и японского милитаризма, предложил: «Необходимо на государственном уровне раз и навсегда защитить День Победы, как защищены флаг, герб и другие атрибуты нашего государства. Ведь Победа 9 Мая 1945-го – это национальное достояние народов России и других стран СНГ, поэтому День Победы даже больше, чем Конституция, объединяет нас ...».
Указ Президента Российской Федерации (от 15 мая 2009 г. N549) «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» – это главный резонанс Международного творческого конкурса «Вечная Память».


 

«ЗЕМНОЙ ПОКЛОН»
София РОТАРУДорогие участники и организаторы МТК «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ»!
Прежде всего, я хочу передать всем вам свое приветствие и выразить глубокое уважение и восхищение высоким благородством вашей гражданской миссии. Ведь события Великой Отечественной войны и Великой Победы Советского Союза над фашистской Германией являются для нашей страны, без преувеличения, святой темой. В эти дни практически каждая семья, на территории всей нашей необъятной Родины, отмечает 60-летие Великой Победы нашего народа.
Война не обошла стороной и нашу семью: мой отец, Михаил Федорович Ротару, прошел всю войну рядовым солдатом, дошел до Берлина, и одним из первых отпраздновав долгожданную Победу, выстраданную миллионами советских людей. Вернувшись после войны в родное село Маршинцы, в свою большую и дружную семью, он каждый вечер рассказывал нам, детям, о своих тяжелых солдатских буднях. Как завороженные, мы слушали и переживали вместе с ним каждый день войны. И до сих пор, спустя столько лет, меня не покидает ощущение, что я видела всё это своими глазами – настолько ярко запечатлелись в моем сердце те далекие вечера рассказов отца. Эти детские воспоминания остались на всю жизнь.
И наш святой долг перед нашими потомками – сохранить и увековечить память о тех знаменательных событиях для подрастающих поколений. Поэтому мне хочется пожелать всем вам, дорогие участники и организаторы конкурса, прежде всего, успеха в вашем благородном деле, творческого вдохновения и сил для реализации всего задуманного.
Я уверена, что Международный конкурс писателей и журналистов «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ» станет одним из самых значимых культурных и общественных событий последнего времени в нашей стране, и внесет неоценимый вклад в формирование патриотического сознания нового поколения. Я очень надеюсь, что знание великого исторического прошлого своей страны станет гарантом счастливого мирного будущего наших детей и внуков.
Далее


 

МАЛЫЙ ТЕАТР – ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА
Юрий СОЛОМИНЯ рад приветствовать от имени всего коллектива Малого театра и от себя лично организаторов и участников Конкурса «Вечная Память». Издание книг, посвященных важнейшим событиям нашей истории – это не только благое дело, но и необходимость. Мы должны передавать из поколения в поколение память о войне, чтобы наши соотечественники не стали «Иванами, родства не помнящими». Художественные произведения вызывают более сильный отклик в сердцах людей, чем сухие строки учебников. Конечно, о войне было создано уже немало великих произведений и в литературе, и в театре, и в кинематографе, но эта тема вряд ли когда-нибудь будет исчерпана полностью.
Для Малого театра, как и для всей страны, военные годы стали незабываемой страницей истории, временем трудным и героическим. Уже в августе сорок первого года артистические бригады Малого театра были на фронте. Всего за время войны они выступили около трех тысяч раз. Спектакли фронтового филиала театра, созданного в 1943 году, увидели более миллиона зрителей. Наши великие артисты – Елена Гоголева, Михаил Царев, Александра Яблочкина, Евдокия Турчанинова, Елена Шатрова – были на фронте и оставили об этом дневниковые записи, рассказы. Был и особый вклад Малого театра в дело Победы. На личные средства наших работников была построена эскадрилья самолетов «Малый театр – фронту».
И сегодня среди артистов и сотрудников Малого театра есть те, кто помнит военное время, кто участвовал в работе фронтовых бригад. Но не только они, а все поколения людей, работающих на старейшей сцене, с благоговением относятся к памяти тех суровых лет, и День Победы для всех нас – великий и святой праздник. Далее


 

ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ СПАСЁТ БУДУЩЕЕ РОССИИ!
Николай БУРЛЯЕВЗначение конкурса «Вечная Память» трудно переоценить. Анализируя кинематографический, театральный и литературный «портфель» последнего 20-летия перестройки и развала нашей великой страны, я с прискорбием обнаружил, что почти никаких заметных, новых, позитивных произведений о Великой Отечественной войне на экране, на сцене и в литературе не наблюдалось. Правда, в последний год, накануне празднования 60-летия Великой Победы, по разнарядке Министерства культуры, точнее, Агентства по культуре и кинематографии, руководимого господином Швыдким, появились несколько заказных фильмов о войне, извращающих образ русского солдата и искусно фальсифицирующих историю нашей державы, историю подвига нашего народа в Великой Отечественной Войне.
Нужны ли вообще произведения о Великой Отечественной войне? Ведь их было так много в СССР, от чего передёргивает слуг нашей «пятой колонны»: «Уж больно много их создавалось и много в них было пафоса и лжи», – язвительно говорят они. Да, в Советском кинематографе было много фильмов о войне, и фильмы эти несли правду о подвиге русского солдата, русского духа, русского оружия. Лжи в этих фильмах не могло быть по двум причинам: во-первых, их создавали кинорежиссёры участники Отечественной Войны (Бондарчук, Чухрай, Озеров, Ростоцкий и другие замечательные художники), во-вторых, были живы большинство участников и свидетелей той войны, перед лицом которых лгать было невозможно.
Безусловно, произведения о войне необходимы нашему народу и особенно подрастающему поколению. Ведь из 1000 лет своего существования 650 лет Русь провела в оборонительных войнах! И подвиг Русского Воина всех времён в кинематографических, литературных, живописных произведениях необходим не только сегодня, для назидания потомкам, он будет необходим и в будущем. Ибо, как показывает история, на Русь то и дело нападают...
Поэтому я всем сердцем приветствую и поддерживаю настоящий литературный конкурс! Нужно стимулировать его и содействовать появлению новых произведений о Великой Отечественной Войне. Это нужно авторам, это нужно уходящим в века участникам Великой Войны, это нужно читателям – необходимо России. Далее


 

«ЖИЗНЬ – РОДИНЕ, ЧЕСТЬ – НИКОМУ!»
Владимир ИлляшевичМеждународный творческий (литературно-художественный и публицистический) конкурс, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, свою главную задачу выполнил. Конкурс соответствует заявленным стандартам: международный – участие публицистов, литераторов из разных стран; творческий – представлены оригинальные авторские произведения в широком спектре жанров, как публицистических (очерки, статьи, эссе) так и в литературно-художественных (малые формы – рассказы, новеллы; повести; поэзия); демократичность – участие всех желающих и тематическая широта (четыре номинации – «Как это было», «На безымянной высоте», «Ветеран», «Свободная тема»); целевая группа – молодежь, в конкурсе приняло участие достаточно большая часть молодых авторов; социальный характер – участие авторов, представляющих самые различные слои общества и возрастные группы.
Колоссальная историческая катастрофа – распад СССР (безотносительно к оценкам социально-экономического уклада, политической системы и идеологии) – привел к продолжительному периоду спада в развитии и к упадку во всех сферах жизнедеятельности общества, а также к кардинальному изменению целой исторической парадигмы международной жизни. Скептики (в том числе в научно-академической среде) продолжают высказывать мнение, что «тотально разрушена сама система ценностных координат». В определенной мере основания для таких утверждений имеются. Однако носят ли эти признаки системный характер, чтобы делать выводы о безвозвратности утери прежней, традиционной системы ценности?
Жизнь показывает, что о таком итоге говорить все же не приходится. Конфликты поколений сопутствуют всему ходу развития человечества, но, до тех пор, пока эти конфликты преодолимы, мы можем быть уверены в сохранении главной характеристики процесса – в сохранении преемственности между поколениями. Даже при самом остром конфликте отношений между «отцами и детьми». Именно в этом, к счастью, никакой катастрофы не произошло. Таков на сегодняшний день генеральный вывод о состоянии дел на огромном и уникальном историко-культурном пространстве, которая известна под различными названиями – Российская Империя, СССР, евразийский мировой ареал и т.д. Любая социальная структура или явление отражает актуальную ситуацию в обществе. В той или иной мере широты охвата, глубины или универсальности. Как в капле воды или в море. Проблема осмысления гигантского исторического события – Великой Отечественной войны, не потеряла своей актуальности. Тем более она обретает важность, когда народы, объединенные общей историей, территорией, накопленным бесценным опытом межнационального, межрелигиозного и культурно-языкового общения, испытывают на себе невиданный доселе стресс, давление, дискомфорт исторического масштаба. Беда сплачивает людей. Распад страны опьянил многих, опьянил, как дурманит сладкими грезами начинающего наркомана, решившего испробовать героин. Что происходит дальше, мы знаем… Скоро, очень скоро без продолжения этого саморазрушения жить почти не возможно. Конец совсем близок. Ради укола он готов на все – украсть у беспомощного старика кошелек с мелочью, убить человека, чтобы снять с руки копеечные часы… Нравственные измерения перестают существовать. Разрушение системы традиционных ценностей свершилось и остается одно – смерть. Всё, ветка на дереве засохла, ветер обломал ее и бросил на землю догнивать, чтобы следа не осталось. Дерево будет продолжать расти, плодоносить, давать жизнь новым деревьям – жить в этом своем продолжении…
Метафора такая не случайна. МТК «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ» – это одна из рефлексий живых веток дерева. Конкурс продемонстрировал, что нет серьезной, непреодолимой преграды в сохранении преемственности поколений и в сохранении традиционной системы ценностей. Рождаются и гибнут государства и даже народы, но основой человеческого бытия остается семья, живое соприкосновение родных, близких людей, соединение жизненной мудрости, памяти и молодой жизнерадостности. Соединение этих величин напитывает живыми соками энергию духа. Не от плоти, не от денег и технического прогресса к духу, а от духа к полноценному бытию. Таково движение, дающее радость и ощущение будущего. Далее


 

СРАМ ИМУТ И ЖИВЫЕ, И МЕРТВЫЕ, И РОССИЯ
писатель-фронтовик Владимир БогомоловМожет, вместо того чтобы инициировать, спонсировать и впрямую финансировать очернение в книгах и периодике (в том числе и путем подлогов, фальсификации и клеветнических измышлений) величайшей в нашей истории трагедии – Отечественной войны – и тем самым способствовать очернению десятков миллионов ее участников – живых и мертвых предков сегодняшних россиян, – вместо того чтобы топтать сотни тысяч могил и унижать и оскорблять еще не успевших уйти из жизни ветеранов, следовало бы выпустить сборники подлинных документов гитлеровской Германии, свидетельствующих о том, что светило России и ее населению, если бы немцы выиграли войну?
Может быть, тогда меньше юнцов тянулось бы в молодежные нацистские организации и гитлеровская символика для многих потеряла бы привлекательность?
Может, тогда миллионы современных молодых людей осознали бы, какая «гамбургская колбаска» и какие «пять банок пива в день» предназначались им, если бы мы проиграли войну, и сообразили, что в «четырехклассной народной школе» «стипухи» бы не полагалось, хотя выбор образования все же имелся бы: от освоения «языка жестов» до обучения – по высшему разряду – знанию дорожных знаков, счету до 25 и написанию своей фамилии.
Несомненно, в современной школе следует доводить до сознания каждого подростка, что целью Гитлера и Германии в той далекой войне было не мифическое «освобождение России от большевизма», как по сей день утверждают бывшие власовцы, энтеэсовцы и некоторые выбороссы, а установление «немецкого мирового господства на века» (А. Гитлер) и прежде всего присоединение огромной территории на Востоке с обязательным уничтожением 30-40 миллионов человек (слабосильных, евреев, цыган и неблагонадежных), с переселением 60-70 миллионов советских людей в Сибирь и Среднюю Азию и оставлением 20-30 миллионов в качестве рабов для немцев, призванных колонизировать Украину, Белоруссию и Русскую равнину до Урала.
Может, если бы россияне, как молодые, так и люди среднего поколения, осознали, от чего в 1941-1945 годах спасли Россию и уберегли ныне живущие поколения эти старые – отходы истории! – опущенные сегодня в нищету, унижения и полное бесправие участники войны, они бы не называли их «доходягами», что стало в последнее время нормой, и не говорили бы им в лицо, как теперь слышится нередко: «Хоть бы скорее вы все передохли!..» Далее

ТРИУМФ МАРШАЛА ВАСИЛЕВСКОГО
встреча с друзьями на Красной площадиЕму суждено было войти в историю Великой Отечественной войны единственным полководцем, который не потерпел ни одного поражения, не проиграл ни одной стратегической баталии. А в конце войны, будучи Главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке, он блестяще спланировал скорый разгром Квантунской группировки войск Японии и освободил от агрессора Маньчжурию, Северную Корею и вернул России исконно русские земли – Южный Сахалин и Курильские острова, что стало Победной точкой Второй мировой...

Он был одним из крупнейших военачальников, чья деятельность с самого начала войны и до её окончания была связана со Ставкой ВГК. С именем дважды Героя Советского Союза, дважды кавалера ордена «Победа», Маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского, занимавшего в годы Великой Отечественной посты начальника Генерального штаба и члена Ставки Верховного Главнокомандования, связана организация крупнейших стратегических операций, оригинальных по замыслу и блестящих по конечному результату. Великую Отечественную А.М. Василевский встретил в должности заместителя начальника оперативного управления Генерального штаба. В августе 1941 года, в связи с убытием генерал-лейтенанта Г.К. Маландина на Западный фронт, Ставка назначает его начальником оперативного управления – заместителем начальника Генерального штаба. На этом посту он показывает себя высоко подготовленным генералом с большой перспективой.
Часто бывая в Кремле у И.В. Сталина, А.М. Василевский завоевал его особое расположение. Не случайно в самые тяжелые дни битвы за Москву генерал-майор А.М. Василевский остался во главе оперативной группы Генштаба. В сущности, он заменил Б.М. Шапошникова, который с основным составом генштабистов эвакуировался в район Арзамаса. Александру Михайловичу пришлось решать задачи в условиях острейшей оперативно-стратегической обстановки, да еще в непосредственном подчинении Верховному, что уже само по себе являлось серьезным испытанием человека. Далее

   ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА

ЛАУРЕАТЫ II МТК «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ»
(Москва, 2009-2011 гг.)


 

ЭТО БЫЛО В БЕРЛИНЕ (повесть)
ВАЛЕНТИН ЛЕВГЕРОВ, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьГруппа Рюмина из 3-й бригады Днепровской флотилии, состояла из двух матросов фотографов и главстаршины. Прибыли они из Фюрстенберга, где располагалась 3-я бригада. В 1-ой бригаде, дислоцированной в Карлсхорсте, подлежало первоочередной демобилизации по возрасту наибольшее количество моряков. «ХII сессия Верховного Совета СССР 23 июня 1945 года приняла закон о демобилизации из армии и флота, в первую очередь, тринадцати старших возрастов». Поэтому, чтобы в срок подготовить документы, из Фюрстенберга были откомандированы матрос Лагутин и матрос Алексеев. Сопровождал их главстаршина Рюмин.
Получив, увольнительные, Рюмин, Лагутин и Алексеев направились в город. В Берлине полным ходом шли восстановительные работы. Город был разделен на четыре сектора: русский, английский, американский и французский. Без труда, раздобыв спиртное, они основательно выпили. Молодые ребята, первогодки на службе, этим довольствовались и больше пить не хотели. Но старослужащий Рюмин обругал их и заставил выпить еще. Уже, будучи совсем пьяными, они продолжали свою прогулку по Берлину. Не заметно для себя, когда уже стемнело, они оказались во французской зоне. Там на открытой площадке играла музыка, и шло какое-то представление. Они захотели пройти на площадку, но их не пустили. Они устроили скандал и учинили драку. Подоспевшему военному патрулю они оказали сопротивление, хотя французы хотели их мирно выпроводить с площадки и указать дорогу в русскую зону. В этом случае патруль вынужден был забрать наших моряков в комендатуру. Задержанные еще какое-то время бушевали, а затем совсем уставшие крепко заснули…
Пробуждение было ужасным. Первым пришел в себя главстаршина. Он разбудил своих подчиненных, страдая от головной боли. «У меня раскалывается голова, – заявил он, сжимая голову руками, – кто помнит, что произошло? Почему мы здесь закрыты и нас охраняют?» Матросы чувствовали себя тоже отвратительно, но память медленно пробуждалась. Далее


 

НЕУСТРАШИМЫЙ КОМАНДАРМ (очерк)
АЛЕКСАНДР ОГНЁВ, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьМихаил Шолохов выделил, пожалуй, главное в героической жизни генерала Михаила Федоровича Лукина: «Война – это всегда трагедия для народа, а тем более для отдельных людей... Люди обретают себя в подвигах, но подвиги эти бывают разные... Такие, как Лукин, обретают себя как личности и в трагических обстоятельствах...». Эта мысль ярко подтверждена всей жизнью Лукина, и особенно в первые месяцы Великой Отечественной войны. Тогда из-за просчетов Сталина и высшего командования, из-за плохой выучки бойцов и офицеров мы терпели поражения, несли огромные потери, но вместе с тем наши солдаты мужественно сражались – иначе мы бы не победили. Участник боев 1941 года писатель И. Стаднюк «с полной убежденностью» утверждал, что «в тяжких неравных боях 1941-1942 годов Красная Армия заложила фундамент победы 1945 года».
Не противоречат этой мысли свидетельства немецких политических и военных правителей. Министр пропаганды Й. Геббельс, близкий соратник Гитлера, писал 1 июля 1941 года: «Русские обороняются отчаянно… оказывают более сильное сопротивление, чем предполагалось сначала». 2 июля: «Сопротивление врага носит жестокий, отчаянный характер… Повсюду идут тяжелые, ожесточенные бои. Красный режим мобилизовал народ. К этому еще надо прибавить баснословное упрямство русских». 4 июля: «Однако русские сражаются очень упорно и ожесточенно». Начальник генштаба сухопутных войск Германии генерал-полковник Ф. Гальдер в дневниковой записи 26 июня признал: «Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего человека». 4 июля: «Бои с русскими носят исключительно упорный характер». 11 июля: «Противник сражается ожесточенно и фанатически». 15 июля: «Русские войска сражаются, как и прежде, с величайшим ожесточением». Далее


 

С ЛЮБОВЬЮ К РОССИИ (мемуары)
ГАНС БРИКС – Hans Brix, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьЭтот необычный материал вряд ли можно считать подходящим для Международного творческого конкурса «Вечная Память», проводимого журналом «СЕНАТОР». Ведь он написан одним из тех, кто воевал против героев, чей подвиг в Великой Отечественной войне редакция стремится увековечить своим конкурсом. Тем не менее, материал представляет несомненный интерес: и уважением автора к тем, против кого ему пришлось воевать, и его добрыми чувствами к России, несмотря на годы, проведенные в советских лагерях, и просто показом живых человеческих чувств, переживаний и мыслей, которые предстают во многом схожими для участников этой войны как людей, которых в очередной раз столкнула История в смертельной схватке. В этой схватке им были определены разные роли: одним – выполнять приказ по вторжению на территорию чужой страны; другим – защищать до последней капли крови свой дом, свою землю, свою Родину. А сегодня, через десятилетия, они пытаются увидеть те времена уже иными глазами, и стремятся через личные встречи, через уважение к памяти погибших придти к попытке нелегкого примирения…

Я пожилой человек, наверное, моим внукам кажусь «динозавром». Но я чувствую на себе их любовь, и это согревает мою кровь. Рассказываю ли я им о войне? Да. Сейчас не так часто, как раньше, когда они были еще маленькими и сами просили меня рассказать. Для них война скорее приключение, вроде тех, в которые сейчас играют на компьютерах. В той войне я был, как большинство, простым солдатом, и испытал все эти марш-броски, переправы и ночные бомбежки на собственной шкуре. Мы беззлобно переругивались по поводу наших победных маршей в геббельсовской пропаганде Wochenschau и старались выжить, как могли. Но это проще сказать, чем сделать. Почему я выжил в той мясорубке? Наверное, потому что был молод и не был трусом. Так я думаю. По крайней мере, те, с кем я воевал, считали меня неплохим парнем. Таким же меня считали русские, когда я оказался в плену, но об этом позже.
Я никогда не был моралистом, но знал, что война – последнее, что может пожелать нормальный человек. Я пишу эти строки скорее даже не для моих внуков и их детей, а для любого живущего на Земле человека, кто бы он ни был: немец, русский, американец.
В моей истории ничего не выдумано и не приукрашено. Если кто-то прочтет ее полностью, я буду считать, что писал ее не напрасно.
Далее


 

ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ (повесть)
писатель ЕВГЕНИЙ ГРАЧЁВ, День Победы, победа-65, журнал Сенатор, МТК Вечная Память, 65-летие Победы / писатель ЕВГЕНИЙ ГРАЧЁВКомандир взвода окружной школы военного собаководства Анатолий Ковбасюк выглянул из окопа и понял, что его боевого отряда четвероногих питомцев больше нет. На заснеженном поле дымились фашистские танки, несколько «чёрных коробочек» удалялись в сторону деревянных изб, а за ними драпала вражеская пехота. Ковбасюк подошёл к двум красноармейцам, которые сапёрными лопатками откапывали останки солдата.
– Погиб как герой, – коренастый красноармеец поправил закапчёную шапку – ушанку, – Иван Михайлович и я с ним вместе воевали с первых дней, мы из одного села.
– Мои тоже здесь все остались, – Ковбасюк грязной рукавицей провёл по лицу, – все до одного пса.
– Мы думали, здесь применят секретное оружие, – поддержал разговор второй боец, – а потом всё поняли.
– Главное немцев пощипали, – заметил коренастый, – дали им, гадам!
Ковбасюк вновь высунулся из окопа, посмотрел в бинокль и услышал тихий стон, похожий на плач маленького ребёнка. Он доносился откуда-то из-за холма, где дымился фашистский «тигр».
– Неужели это она? – Ковбасюк опустился на дно окопа, – Линда?
К офицеру подошёл красноармеец и попросил бинокль. Они по очереди «прощупали» поле боя и решили, что в метрах пятидесяти от траншеи находится раненная собака – подрывник. Видимо, во время атаки кто-то из фашистских солдат подстрелил её, а может быть, срезал осколок вражеского снаряда? Далее


 

СТУК СЕРДЦА МОЕГО ОТЦА (очерк)
ГУЛЬСИНА ЗУЛЬКАРНАЕВА, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьТолько через годы отец вдруг понял: она ведь даже и не знала, откуда этот, беззвучно корчившийся от боли, по-деревенски терпеливый мальчик, так отчаянно цепляющийся за жизнь. Зубы сжимал так, что еще долго потом болели скулы… Всех ее «земляков» «от Москвы до самых до окраин» собрала война в этот полевой госпиталь, где крышей становилось холодное осеннее небо, а постелью, в лучшем случае, солдатская шинель. И каким согревающим светом должны были стать ее слова, если юноша, который понимал-то их с трудом, помнил все послевоенные годы. Как оценить их спасительную силу, как измерить это тепло? Нет такой меры…
«Когда я был на операции, у меня украли ремень – вот тогда-то я и заплакал, наконец. А несправедливость я ненавидел всегда!»
«А когда пришел в себя на белоснежных простынях (в нашей деревне таких не видел никогда), я понял: рай существует. Он был здесь, в вагоне санитарного поезда, который мчал меня в Москву, в военный госпиталь. Так закончилась моя война».
Провалявшись полгода в госпиталях, отец пришел домой. Темной ночью постучал в дверь – не открывают. И через закрытую дверь он слышит: «Ты призрак, привидение, кафир. Ты не мой сын. Мой сын погиб под Смоленском. Я не открою тебе дверь до рассвета, потому что никогда не успокоится душа моего сына там, далеко».
И через щель под дверью протягивается листок. Темно. Чтобы прочитать, он просит спичек, потому что, несмотря на то, что прошел он через поле, где рассыпавшаяся картошка лежала в лужах крови, он еще не умеет курить, и первый глоток водки попробует только в 30 лет, успев поработать председателем послевоенного колхоза. Это будет много позже. А тогда, при свете спичек, у дверей своего дома, берет он этот листок и читает … похоронку на себя…
Вы видите, так и стоят эти две родные души по обе стороны двери: мать и сын…
Наконец, светает, полуобезумевшая женщина открывает дверь, и сын видит перед собой поседевшую за ночь мать.
Не забудь эту историю, читатель! Это история целого поколения и великой страны… Далее


 

ШПАНА ЗАВЕТНАЯ (рассказ)
ИЛЬЯ ИЛЬИН, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьКрасивая у нас деревня. Домики и палисадники как будто разбежались по холмам обеих берегов речки Каменки. Маленькие рощицы из сосен и берёз, кто-то будто раскидал между дворами. Очень красиво. Всё рассказать, слов не хватает. Вот вырасту большим, выучусь на писателя и обязательно напишу про наше Заветово. Речка, хоть и небольшая, но быстрая, а весной такая грозная. В прошлом году построили крепкий мост, из рельсов. Раньше, деревянные, Каменка каждую весну сбрасывала. Толстенные брёвна в щепу разбивало.
Километрах в трёх, дорога на Калугу. В километре, станция, вернее полустанок. Правда, там поезда не ходят. Только летом, дачный, из трёх вагонов, утром и вечером. На нём можно было доехать в Москву, до Киевского вокзала.
Теперь, по ночам, железная дорога гудела не переставая. Шли военные эшелоны. На запад с солдатами и техникой, обратно – с раненными и эвакуированными. Мы как-то бегали смотреть. Днём эшелоны стоят, прикрытые срубленными березами и тоненькими ёлками. Над ними летают фашистские самолёты и бомбят. Страшно.
Над деревней тоже летали. Но почему-то не бомбили. Один раз самолёт с крестами пролетел очень низко над полем, где дети и женщины копали картошку. И все видели весёлое лицо немецкого лётчика. Он что-то кричал и смеялся. Махал рукой.
По вечерам затихало уханье дальнобойных пушек.
С каждым утром фронт всё ближе. Гром всё громче. Появились беженцы, старики, женщины и дети. Просили хлеба и уходили. Они не верили, что немцев остановят…
А мы верили! Далее


 

ГОРЬКАЯ ПАМЯТЬ ДЕТСТВА (рассказ)
ВАСИЛИЙ ОМЕЛЬЧЕНКО, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьО той войне, сегодня уже далекой, много написано книг, снято фильмов, но любой фронтовик скажет, что до сих пор о Великой Отечественной войне сказано еще не все и многое не совсем так, как было. Настоящую правду не принято было писать. Помню, в одной из своих документальных книг я поведал, как мать в голодный сорок пятый год бросила на вокзале свою дочку и сына. А потом через много-много лет они нашли свою мать и встреча эта была не из самых радостных. Редактор, который славился тем, что после него ничего уже не будут вычеркивать, красным карандашом перечеркнул все эти драматические страницы: «низ-зя!..».
Многое было «низзя». Однажды я писал очерк «Без боя», а потом повесть о Степане Прасолове, человеке, вернувшемся с войны с обезображенным лицом. До этого я, как и многие читатели, был уже знаком с судьбами людей, которых постигла такая незавидная участь – лишиться своего лица: «Русский характер» Алексея Толстого, «Семья» Константина Тренева, «Просто любовь» Ванды Василевской. Во всех этих произведениях солдатская доля решена одинаково: израненного солдата не сразу, но узнали и приняли всей душой. В жизни же мне довелось видеть другое. Одна девушка, которая любила и ждала солдата, отвернулась от него, когда увидела, что сделала с ним война и вышла замуж за фронтовика с нормальным лицом. Другая девушка, дождавшись своего любимого, сперва вышла за него замуж, а потом ушла к другому, цинично объяснив свой поступок так: «Хлопцев-то не было – вот, дура, и вышла за него замуж...».
Написав повесть «Степан Прасолов», я послал её Константину Симонову. Мол, такие произведения, как «Русский характер», «Семья» и «Просто любовь», может быть, и были нужны во время войны и сразу после её окончания, но что судьба людей, подобных герою моей повести, от этого не становилась легче.
К.Симонов ответил (потом это письмо было опубликование в «Известиях» и сочинениях писателя): «Вам, мне кажется, следовало бы задуматься о том, как прозвучит та правда, о которой вы пишите... Ведь самую горькую правду можно и нужно сказать людям, если она может им помочь, если благодаря этой правде они поймут, что и как им надо сделать, что и как изменить в своем поведении, в своих взаимоотношениях с людьми, чтобы добиться счастья, любви, найти свое место в жизни.
Я лично не убежден, что сказанная в вашей повести правда способна оказать такое действие на человеческие отношения... Повторяю, мне кажется, что все это должно Вас, человека, видимо, хорошего, душевного, задуматься над этой жестокой стороной литературы». Далее


 

ПОМНИТЬ ЗАПРЕЩЕНО (повесть)
ИВАН СКАРИНКИН, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьКрепкий подтянутый мужчина лет сорока, поддерживая фуражку с кокардой в виде черепа над скрещенными костями, по-кошачьи мягко спрыгнул со ступеньки машины. Настороженно оглядел длинную деревенскую улицу. Холодно, пробирает острый ветер. Не греет легкая немецкая шинель – она не рассчитана на белорусскую зиму. Сейчас конец ноября, и здесь уже все сковано морозом. Выпал первый снег, он еще может растаять, а может так пролежать до весны.
Вот он, Владимир Владимирович Гиль, и у деревни, в которой прошли его детские годы. И родился он недалеко отсюда, в городе Вилейке, в то время это была территория Польши. Отец работал машинистом, постоянно находился в отлучке. Мать хлопотала по дому, растила детей. Жили бедно, все время искали лучшей доли, потому перебрались сюда, поближе к Осиповичам. Он уже не помнит, как это происходило. А вот детство и юность прошли тут, в Дараганово. Отец работал то машинистом, то механиком на шпалорезном заводе. Умер в 1934 году в Гомеле, мать – немногим позже.
Владимир подумал, не вспомнит ли его кто-нибудь из местных жителей? Вряд ли. Уже столько времени прошло, столько событий впечатано огнем и кровью в память земляков…
Из-за машины показался подполковник Орлов, начальник штаба их вооруженного отряда, или «дружины», как его еще называют. На подполковнике тоже немецкая шинель мышиного цвета. Так одеты и все солдаты в колонне, остановившейся перед деревней. Орлов плотнее своего командира, он родом с Урала, похоже, холод его особенно не беспокоит.
– Так что, командир, будем делать?– Орлов потер широкой ладонью крутой подбородок.– Пропустим и эту деревню? Кажется, Дараганово. Вон как вытянулась вдоль леса. Сюда могли заглядывать партизаны. Наверняка... Далее


 

ЗАЛОЖНИКИ (повесть)
БОРИС СОТНИКОВ, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьОсенью 1943 года Гитлер понял, что наступательные операции вдоль побережья Чёрного моря окончены, что командующий 17-й армией генерал-полковник Руофф не годится для обороны Крыма, который теперь у Сталина на очереди, и назначил на место Руоффа генерала инженерных войск Эрвина Энекке. Штаб армии Энекке разместился в Керчи, где находились также и другие штабы: корпуса генерала Альмендингера, танковой дивизии, югославской дивизии хорватов, 6-й кавалерийской дивизии румын и словацкой дивизии подполковника Голиана. Штаб авиадивизии находился близ аэродрома в Катерлезе – это чуть западнее Керчи, в степной низинке. Керчь, как и Севастополь, была укреплена в качестве основных крепостей Крыма с давних времён. Она не давала возможности войти в Крым с востока, Севастополь – не давал подойти к полуострову с моря, а Перекоп – тоже традиционная крепость – преграждал вход с севера. Но инженер Энекке, обследовав территорию, которую должна была оборонять его 17-я армия, нашёл слабое место в этой обороне. В степном районе южнее Керчи, всего в 20-ти километрах, вход на берег охранял от вторжения советского десанта небольшой порт в татарской бухте Камыш-Бурун, наполненной военными катерами и быстроходными эсминцами. Правда, между двумя озёрами на пути десанта был ещё посёлок Эльтиген, укреплённый пехотным гарнизоном, но этого, считал Энекке, мало для сопротивления, если десант будет крупный. Однако начальник керченского гарнизона Альмендингер заверил его, что Керченский пролив в этом месте очень широк и русские не решатся подставить свои корабли под удары авиации с воздуха, эсминцев с моря и береговой артиллерии с мыса Токил. К тому же, Эльтиген находится под прикрытием 10-ти батальонов, устроивших свои пулемётные и миномётные гнёзда на береговых высотках. А в другом месте путь на Керчь преграждает болота. Далее


 

РЕБЯТА С НАШЕГО ДВОРА (повесть)
ПАВЕЛ ЧЕРНИКОВ, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьЮЛИЯ ГЛУХОВА, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьВ детстве Оля любила, уютно пристроившись на диване рядом с бабушкой Таней, полистать семейный фотоальбом. Потрескивали дрова в печи, тихо звучал бабушкин голос, рассказывая очередную историю, и чёрно-белые фотографии словно оживали. За каждой из них была своя долгая или короткая человеческая жизнь, история счастливой или несчастливой любви. Вот с этой фотографии, сделанной весной сорок первого, перед самой войной, смотрит сама бабушка. Какая же она тогда была молодая и красивая, в лёгком светлом платье и с длинной тёмной косой до пояса! А рядом с ней, взяв за руку, стоит широкоплечий молодой военный богатырского вида. Это Олин дедушка Мансур, хотя его чаще звали переиначенным на русский лад именем Миша. Бабушка с дедушкой хотели пожениться в июле сорок первого, но грянула война. Михаил остался служить в Астрахани, бойцом истребительного батальона НКВД для борьбы с парашютно-десантными диверсантами.
– У него и фамилии была богатырская – Батуров. – шутит бабушка. – Батур ведь по-татарски богатырь.
– Я знаю, мой дедушка был герой, – Оля с уважением смотрит на молодое лицо своего деда. – Он ловил фашистских шпионов, получил орден. Я рассказывала о нём в школе, на пионерском сборе к 35-летию Победы.
А вот ещё одно маленькое пожелтевшее фото, сделанное ещё раньше, где-то в начале тридцатых. На заднем фоне их родной двор: знакомая деревянная беседка и старая высокая абрикоса вся в весеннем цвету. Глядя прямо в объектив, на фото улыбаются несколько подростков: две совсем юные девушки и трое ребят. В симпатичной девушке Оля без труда узнаёт свою бабушку, а в коренастом крепком парнишке Мишу Батурова. Девочка начинает расспрашивать про остальных… Далее


 

ПОКА ЕЩЁ НЕ ПОЗДНО (очерк)
ЕЛЕНА ЧЕРНЫШОВА, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьВ детстве мне очень нравилось, забравшись с фонариком в большой старый шкаф, стащить с плечиков дедовский парадный китель и подолгу разглядывать награды: ордена Красной звезды, орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Он попал на фронт в 1943 году после окончания Харьковского танкового училища в г.Самарканде. Принимал участие в боевых действиях Центрального, 2-го Украинского, Белорусского фронтов. Прошел горнило Курской дуги, освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Польшу, форсировал Днестр, Южный Буг, Вислу…
Но рассказывать о войне в кругу семьи дед не любил, чаще вспоминал предвоенные, детские годы. Его отец Иван Дмитриевич Лавров тоже был кадровым военным, которому пришлось послужить в разных уголках страны: Тверь, Калуга, Ростов-на-Дону и, наконец, Ташкент, где он в 1934 году принимает командование полком, поступив на заочное обучение в академию имени Фрунзе. Вскоре ему выделили просторный дом возле шумного Алайского базара, где у деда, тогда подростка, была своя комната, «неприкосновенная отдельная территория», чем он очень гордился. Единственный ребенок в семье, он был любим и немножко избалован, даже за плохие оценки родители его особо не журили. Далее


 

ПОСЛЕДНЯЯ ФОТОГРАФИЯ (повесть)
ВИКТОР ШТАНЬКО, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьВ детстве мне очень нравилось, забравшись с фонариком в большой старый шкаф, стащить с плечиков дедовский парадный китель и подолгу разглядывать награды: ордена Красной звезды, орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Он попал на фронт в 1943 году после окончания Харьковского танкового училища в г.Самарканде. Принимал участие в боевых действиях Центрального, 2-го Украинского, Белорусского фронтов. Прошел горнило Курской дуги, освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Польшу, форсировал Днестр, Южный Буг, Вислу…
Но рассказывать о войне в кругу семьи дед не любил, чаще вспоминал предвоенные, детские годы. Его отец Иван Дмитриевич Лавров тоже был кадровым военным, которому пришлось послужить в разных уголках страны: Тверь, Калуга, Ростов-на-Дону и, наконец, Ташкент, где он в 1934 году принимает командование полком, поступив на заочное обучение в академию имени Фрунзе. Вскоре ему выделили просторный дом возле шумного Алайского базара, где у деда, тогда подростка, была своя комната, «неприкосновенная отдельная территория», чем он очень гордился. Единственный ребенок в семье, он был любим и немножко избалован, даже за плохие оценки родители его особо не журили. Далее


 

 

ЛАУРЕАТЫ I МТК «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ»
(Москва, 2005-2006 гг.)
 

ИРИНА ДРУЖАЕВА (баллада «Маша и Медведь»)
ИРИНА ДРУЖАЕВА, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьРодилась в 1957 году в Нижегородской (Горьковской) области, ныне – домохозяйка, была преподавателем нижегородского вуза.
Творчеством занимается недавно, в основном, живописью – глина на холсте, уже состоялась первая персональная выставка, также пишет стихи и рассказы. Публиковалась в «Литературной газете» и альманахе издательства «Юность», «Лазоревая степь» (Краснодар), в сборнике «Живи, родник», в журнале «Вертикаль» и других Нижегородских изданиях. В 2005 году у неё вышел сборник стихов «Годичное кольцо», а Нижегородский областной Департамент культуры помог выпустить первую детскую книгу с авторскими иллюстрациями «Дивный сад» (изд. «Кварц»), в ближайшее время ожидается выпуск из печати серия детских книг.
«Моё поколение воспитывалось дедушками и бабушками, прошедшими через войну – через ужасы фронта и трудности тыла. Дед – фронтовик, орденоносец, а бабушки всю жизнь трудились в деревне. Через их живые рассказы скорее, чем через фильмы и книги, понимаешь, что же такое война. Но подвиги в годы войны совершались не только на фронтах, но и в оккупации, и в тылу – люди не щадили себя ради Победы, не считая своё самопожертвование и тяжкий труд подвигом…» – пишет нам лауреат конкурса «Вечная Память!» Ирина Дружаева. Далее


 

ВЕРА ПУШКАРСКАЯ (поэтический цикл «Неизвестный солдат»)
ВЕРА ПУШКАРСКАЯ, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьВетеран Великой Отечественной войны и Труда, учительница литературы, пенсионерка.
1922 года рождения, окончила Московский государственныйй пединститут. Педагогический стаж – 30 лет, автор нескольких методических пособий. В годы Великой Отечественной войны работала в госпиталях, была донором. Имеет награды: знак «Відмінник народної освіти», медаль «А.С.Макаренко», а из военных – несколько юбилейных медалей, последняя – «Захиснику Вітчизни».
«…Забытыми поныне там лежат,
Не под плитой на родовом погосте,
В лесах, болотах, зарослях, во мхах
Солдат-героев тлеющие кости.
И для того, чтоб память сохранить
О тех, кто «без вести» пропал когда-то,
Наш долг пред ними – всех захоронить
Всех! До последнего советского солдата!»

Уже прошло шесть десятилетий как закончилась война, но до сих пор мы все живем, считая себя цивилизованными, забыв при этом о совести и святом долге перед погибшими на этой войне и до сих пор не захороненными неизвестными солдатами – нашими освободителями. Кто знает, сколько этих останков?.. Верно говорят: «Не кончилась война, если хоть один солдат ещё не захоронен!..» Вот так и живём, а война продолжается, она продолжается в наших сердцах, в нашем сознании и в нашей памяти, оттого и мучаемся, терпим всей страной всяких неудач, потому что все мы живем не в ладах и не в согласии со своей совестью... Да что там мёртвые: мы не ценили и до сих пор продолжаем проявлять равнодушие к ветеранам-участникам Великой Отечественной войны, а не то, чтобы помнить и захоронить погибших неизвестных солдат, чьих-то сыновей, отцов, матерей и сёстер. Далее


 

ВАРВАРА ТИШИНА (очерк «Возвращение»)
ВАРВАРА ТИШИНА, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьСтудентка факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, лауреат международных музыкальных конкурсов (скрипка, сольное исполнение).
Родилась в Новгороде в 1977 году. С четырех лет занимается музыкой:
– Это было желание моего дедушки. Он подарил мне скрипку, и мечтал, что я буду учиться в Институте им. Гнесиных, который он лично проектировал и строил по дружеской просьбе Елены Фабиановны Гнесиной. К сожалению, он не дожил до того момента, когда я одновременно успешно выдержала экзамены в Институте им. Гнесиных и в Московской Государственной консерватории, которую выбрала для своей дальнейшей учебы и успешно закончила. В 2002 году поступила в аспирантуру и за это время многократно участвовала в различных международных фестивалях и конкурсах, стала лауреатом первой и второй премий на международном конкурсе в Ворзеле (2003 г.).
Увы, после травмы, полученной мной в 2004 году, об активной концертной деятельности пришлось забыть. С того времени я стала писать, правда, пока что «в стол». У меня особый интерес всегда вызывали исторические темы, поэтому я занялась изучением архивов моих бабушки и дедушки, с которыми я провела все свое детство. Бабушка – Константинова Тамара Матвеевна, была в течение двадцати трудных послевоенных лет директором Новгородского Краеведческого Музея-заповедника, а дедушка – Тишин Алексей Васильевич, выдающийся архитектор, в те же годы был откомандирован из Москвы на восстановление почти погибшего города, где и пробыл долгое время начальником архитектурного отдела «Новгородоблпроекта».
В 80-х годах, отойдя от дел, они работали над созданием книги о неизвестной истории Великого Новгорода. Дело в том, что при восстановлении города, их усилиями, проводилась не только реконструкция и реставрация памятников архитектуры, но и археологические раскопки в самом центре города. Невозможные в мирное время, эти раскопки дали ученым-историкам новые сведения о жизни древнего города. Именно эти исключительные знания инициаторов и участников исследований подтолкнули их к работе над книгой. К сожалению, книга так и осталась в черновиках: война и тяжелые годы лишений подорвали их здоровье... Далее


 

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ (рассказ «Билет в Прошлое»)
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьЖурналист, член Союза журналистов России.
Родился 18 сентября 1953 года в Луганской области Украины. С отличием окончил режиссерский факультет Харьковского государственного института культуры. Работал режиссером театра музыкальной комедии в Донбассе. С 1980 года проживает на Чукотке, был режиссером и редактором Государственной телерадиокомпании «Чукотка». Одновременно сотрудничал с газетой «Крайний Север», в редакции которой работает в настоящее время.
«Творчеством занимаюсь всю жизнь – пишет Сергей Васильев, – в молодости пел и играл в вокально-инструментальном ансамбле, увлекся театром. Когда начал писать, – не помню. Сначала это были маленькие рассказы, стихи, которые публиковались в одно время выходящей литературной газете «Ярар», издаваемой местным отделением Союза писателей. Некоторые произведения звучали по радио в музыкальном оформлении и собственном исполнении. Повесть «Первый день остатка жизни» была опубликована в нескольких номерах газеты «Крайний Север». Печататься особенно не стремился, всегда считал, что написанное должно отлежаться. В запасе есть рассказы, повести, стихи. Что касается стихов, то пишу их редко по вдохновению. Но скопилось достаточное количество. В основном они посвящены Северу и Чукотке… Далее


 

ВЛАДИМИР ГОРДОН (рассказ «Холодны весною реки»)
ВЛАДИМИР ГОРДОН, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьУчастник Великой Отечественной войны, награждён орденом Великой Отечественной войны, орденом Красной Звезды и 17 медалями.
Родился в 1924 году в г. Артемовске Донецкой области Украинской ССР. Окончил 7 классов в Одессе, поступил на рабфак Индустриального института и работал на заводе строгальщиком по металлу. В начале войны участвовал в оборонных работах в Одессе: рыл окопы, траншеи, противотанковые эскарпы. В конце августа 1941-го их семья эвакуировалась на Кавказ, где он работал пастухом, пахарем, слесарем МТС. Призван в армию в июле 1942 года, участвовал в боевых действиях: освобождал Венгрию, Австрию и её столицу Вену. После войны направлен на учёбу в Ивановское политическое училище, после его окончания он получил звание лейтенанта и 34 года прослужил в армии: в Германии, Сибири, Забайкалье. Вышел в отставку в звании полковника – с должности начальника цикла социально-экономических дисциплин Ачинского авиационного военного училища.
Впервые печататься начал в 50-е годы, сначала это были различные статьи и заметки в военных газетах, а потом и более серьезные, такие как повесть «С глазу на глаз» (сборник «Сердца зажигали огнем», Москва, Воениздат, 1987) и другие. Далее


 

ЕВГЕНИЙ ГОРБУНОВ (цикл стихов «Взгляд с Мамаева кургана»)
ЕВГЕНИЙ ГОРБУНОВ, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьРодился в 1962 году в г. Челябинске, в 1972 году вместе с родителями переехал в Азербайджан (г. Сумгаит), где прожил до 1988 года. Там же окончил школу и институт, а после службы в армии работал на Сумгаитском трубопрокатном заводе. С 1988 года проживает в Волжске (Волгоградская область) и работает на местном заводе по специальности – правильщиком проката и труб.
В свободное время пишет стихи и музыку, стихи начал писать со школьных лет, «более системно занялся творчеством в 1990 году» – говорит он, – не полагаясь на память, стал записывать. С 1995 года постоянно печатаюсь в заводской газете, реже – в городских изданиях». Далее


 

 

ВЯЧЕСЛАВ ЗИМОНИН (дважды лауреат конкурса)
ВЯЧЕСЛАВ ЗИМОНИН, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьДоктор исторических наук, профессор, член Союза журналистов России.
Родился 30 сентября 1946 года, в селе Дубенки Дубенского района Мордовской АССР, куда отца-офицера запаса и участника советско-финской войны и Великой Отечественной направили работать после окончания Высшей партийной школы (ВПШ). Работал токарем, а после 16 лет службы в Сибири и на Дальнем Востоке, с 1982 года непрерывно работает в Институте военной истории МО (в 1991-1997 годах был заместителем начальника института). Последние несколько лет, после увольнения в запас в звании капитана 1 ранга, является главным специалистом института. Около 10 лет на общественных началах работает академиком-секретарем Отделения военной истории РАЕН и вице-президентом Ассоциации историков Второй мировой войны Национального комитета российских историков РАН.
Его имя в периодической печати появилось в 1975 году: первая публикация, почти на всю полосу, была в газете Тихоокеанского флота «Боевая вахта» («Два мира – два образа жизни»), к настоящему времени он имеет более 100 публикаций в отечественных и зарубежных СМИ. Автор и соавтор более 120 книг, в том числе 5 монографий и различных учебников. Далее


 

ЮРИЙ ЛОПАТИН (рассказ «Галя молодая»)
ЮРИЙ ЛОПАТИН, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьЗаместитель главного редактора газеты ПриВО, полковник, член Союза журналистов России.
Родился в 1960 году в селе Веселоярск Рубцовского района Алтайского края. Детство и юность прошли в Восточном Казахстане. В 1978 году был призван в ряды Вооружённых сил, в 1979 году поступил на факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища. После его окончания 11 лет прослужил в Забайкальском военном округе; с 1994 года – в газете Приволжского военного округа «Солдат Отечества». Первые заметки и юношеские стихи увидели свет в стенной печати, а первая публикация «Приходите в августе» была напечатана в газете в 1978 году, она была посвящена недостаткам в учебном процессе. Во годы учёбы во Львовском ВВПУ стал заниматься литературным творчеством и проходил занятии в литкружке. «Это были сюжеты рассказов о Великой Отечественной войне, которые приходили, главным образом, во время бессонных ночей в карауле» – пишет Юрий Лопатин. А первый рассказ – «Фронтовая закалка», увидел свет в газете «Советская Армия» Группы советских войск в Германии (1982 г.). Далее


 

СОСО МЧЕДЛИШВИЛИ (рассказ «Интермедия»)
СОСО МЧЕДЛИШВИЛИ, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьКинодраматург, пишет на грузинском и русском языках, выступает в качестве режиссёра и преподаёт в различных высших и средних учебных заведениях Тбилиси.
Родился в Тбилиси (1953)‚ в семье служащих. По линии отца – потомственный медик‚ мать – преподаватель музыки по классу фортепиано. После окончания специализированной физико-математической школы в Тбилиси‚ он поступил на физфак Тбилисского Государственного университета, закончил его по специальности теоретической физики. В 1981 году поступил на дневное отделение сценарного факультета ВГИК, обучался в мастерской Н.Н. Фигуровского. «После этого практически вся моя жизнь связана с драматургией – пишет о себе Иосиф Георгиевич, – будь то написание сценариев‚ съемки фильмов‚ преподавание либо основ‚ либо теории драматургии в различных учебных заведениях Тбилиси. В настоящее время преподаю в колледже медиа и тележурналистики при Учебной телевизионной студии. В 1996-97 годах обучался во Франции, по специальности политики в области культуры‚ там же получил и диплом Бургундского университета». Далее


 

АЛЕКСАНДР ОГНЁВ (цикл очерков о войне и современности)
Александр ОГНЁВ, День Победы, журнал Сенатор, МТК Вечная ПамятьУчастник Великой Отечественной войны, член Союза писателей России, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Родился 10 июня 1925 года в деревне Красненькое Тверской области. В 1940 году учился в Кимрском педучилище. В первые годы войны – в 1941-42 годах, работал в колхозе, в январе 1943 года призван в ряды Советской Армии. На фронте был ранен и контужен. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени и медалями. Вернувшись из армии в 1947 году, работал и учился, защитил кандидатскую диссертацию. Работал в Елецком, Барнаульском, Саратовском пединститутах, Саратовском университете. В 1971 году принят в члены Союза писателей СССР. В 1974 году защитил докторскую диссертацию, в 77-м ему присвоено звание профессора, а в 96 году – Заслуженного деятеля науки Российской Федерации. С 1975 по 1994 год заведовал кафедрой русской литературы ХХ века Тверского Государственного Университета.

Несмотря на свой возраст, Александр Васильевич и по сей день продолжает свою преподавательскую деятельность в этом университете. А вот как он ответил на вопросы журнала, которые были адресованы и другим участникам конкурса: Далее


 

О МЕМОРИАЛЕ «ПЛАЧ РОССИИ»

ФИЛЬМ-РЕКВИЕМ «ПЛАЧ РОССИИ»

Фильм-реквием «ПЛАЧ РОССИИ» посвящён 70-летию начала Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года. Автор проекта: Фред ИСКЕНДЕРОВ. Режиссёр-постановщик: Владислав ЛЕЩУК. ® Фонд «Маршалы Победы», Федеральный журнал «СЕНАТОР». © «SENATMEDIA-FILM», 2011 г. О ФИЛЬМЕ «ПЛАЧ РОССИИ» Вашему вниманию представлен фильм-реквием «ПЛАЧ РОССИИ», созданный по заказу Федерального журнала «СЕНАТОР» Фондом «МАРШАЛЫ ПОБЕДЫ» к 70-летию начала Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года). Фильм посвящён памяти жертв Великой Отечественной войны 1941-1945 годов из числа мирных граждан СССР – Российской Федерации, памяти миллионов стариков, женщин и детей, погибших на оккупированных территориях, в партизанских лесах, в концлагерях, сожженных заживо в своих домах. Памяти тех, кому до сих пор в России не установлен хотя бы один общенациональный памятник, без которого даже Поклонная гора в Москве не является полным в смысле поклонения, о ком почти не упоминается в очередные годовщины Дня Победы – уже десятилетия! Уважаемые зрители! Просим вас поделиться вашими впечатлениями о фильме и вашим мнением о проекте создания национального мемориала «Плач России» на Поклонной горе в Москве. Лучшие тексты надеемся опубликовать на страницах сайта Фонда «Маршалы Победы». Свои письма – пожелания и зрительское мнение (рецензии на этот киноматериал), вы можете прислать нам по адресу электронной почты фонда: marshal_pobeda@senat.org Создатели фильма благодарят всех тех, кто принимал активное участие в создании этого киноматериала, чтобы как премьерный показ мы имели возможность к Дню Победы представить его широкому кругу зрителей в Интернете! Напоминаем, что Фонд «Маршалы Победы» проводит сбор пожертвований на сооружение в Москве мемориального комплекса «Плач России» – общенационального памятника погибшим в годы Великой Отечественной мирным гражданам Советского Союза – жителям оккупированных территорий России. БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ ФОНДА Для рублёвых перечислений Получатель: РОФ «Маршалы Победы» ИНН 7727290217 ОГРН 1107799013772 Р/с № 40703810300000007663 в ВТБ-24 (ЗАО) в ОПЕРУ Московского ГТУ Банка России Корсчёт № 30101810100000000716 БИК 044525716 Для перечислений в иностранной валюте Валютный счёт № 40703840600000007663 Транзитный счёт № 40703840900001007663 Яндекс-Деньги: 41001923950112 Адрес фонда: 117997, г. Москва, Нахимовский проспект, дом 32. Тел.: +7(916) 477 2240; +7(499) 124 0117 Подробности проекта мемориала «ПЛАЧ РОССИИ»: http://www.marshals-victory.senat.org/memorial/RUSWEST.html

Posted by Фред Искендеров on 7 мая 2011 г.

 

 

 

® Федеральный журнал «СЕНАТОР», свидетельство №014633 Комитета РФ по печати (1996).
Учредители: ЗАО «Издательство «ИНТЕРПРЕССА» (г. Москва); Администрация Тюменской области.
Тираж – 20 000 экз., объем – 200 полос. Полиграфия: ScanWeb (Finland).
Телефон редакции: +7 (495) 764-49-43. E-mail: senatmedia@yahoo.com
.


 


 

 

В с е   п р а в а   з а щ и щ е н ы   и   о х р а н я ю т с я   з а к о н о м   РФ – © 1996-2016.
Мнение авторов необязательно совпадает с мнением редакции. Перепечатка материалов и их использование в любой форме
обязательно с разрешения редакции со ссылкой на Федеральный журнал «СЕНАТОР» издательского дома «ИНТЕРПРЕССА».
Редакция не отвечает на письма и не вступает в переписку.