РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ О ВОЙНЕ | Продолжение: радиоочерки, кинофильмы, песни о Великой Отечественной войне и её героях
журнал СЕНАТОР
журнал СЕНАТОР

В ЧЕСТЬ 65-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ!
ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВОЙНЕ

align=center>(повести, рассказы, очерки, поэмы, стихи, песни, баллады,
мемуары и дневники солдат Великой Отечественной войны)


 

М А Т Е Р И А Л Ы
УЧАСТНИКОВ II МТК «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ»
(2009-2010)

Проза, поэзия, публицистика
Кино- и теледокументалистика
Теле- и радиопередачи
Песни Победы

ПРОЗА, ПОЭЗИЯ и ПУБЛИЦИСТИКА

Иван Скарынкин: «ПОМНИТЬ ЗАПРЕЩЕНО» (остросюжетная документальная повесть)
<...> Сколько уже лет прошло. Вадим отца не помнит. Он родился в тот же год, когда отец уехал на фронт. Сестра помнит его. Это был душевный, внимательный, хороший человек. Да и партизаны, которые ходили с ним в атаки, отзываются о нем очень хорошо. Волевой, грамотный, умный командир. Не случайно немцы хотели его перетащить на свою сторону. Он уехал на фронт, и никаких весточек от него не было. Им сообщили, что пропал без вести. И что это такое? Жив он или погиб? Находились они в то время в Армавире, потом эвакуировались на Урал. Двое маленьких детей, дедушка и еще бабушка.
И вдруг узнают из печати, что отец их жив. Это было как гром с ясного неба. Оказывается, вражескую бригаду, которую он тогда возглавлял, перевел на сторону партизан и затем бросил ее против немцев. Это было такое событие. О нем в газетах писали широко, восхваляли высокие командирские данные отца. Писали и о том, что он поощрен Сталиным. Ему присвоено звание полковника, он награжден орденом Красной Звезды…
Далее


 

Борис Сотников: «ЗАЛОЖНИКИ» (повесть)
<...> И только наступившее утро разъяснило всё. Войска Ерёменко яростно ворвались в город. В Ставку пошли сообщения о штурме, но передовые «штурмующие» отряды встречали на своём пути лишь сотни уцелевших партизан, выходивших из аджимушкайских каменоломен. Измождённые голодом, оборванные люди с бледными лицами и счастливыми улыбками плакали от счастья. Впрочем, счастливых улыбок и слёз в городе, который через 29 лет получит звание города Героя за свои страдания в Великой Отечественной войне, было много. Люди не знали, что Сталин разжаловал генерала Петрова за «не взятие» их города. Как не могли знать или предположить, что безвестный полковник Брежнев обгонит в чинах генерала Петрова и станет за одни сутки сначала генералом армии, а затем и маршалом за «боевые заслуги», которые он присвоит себе сам, как и высшие воинские звания, научившись этому у «великого» Сталина и вспомнив «Малую землю» в книге, написанной не им, но выпущенной в свет под его фамилией…
Далее


 

Владимир Тарновский: АВТОГРАФ ВЕКА: «И Я РАСПИСАЛСЯ НА РЕЙХСТАГЕ!» (специально для МТК «Вечная Память»)
«Я только раз видала рукопашный. / Раз – наяву. И тысячу – во сне. / Кто говорит, что на войне не страшно, / Тот ничего не знает о войне» (Юлия Друнина).
Как я согласен с этими словами! Даже сейчас, уже в зрелом возрасте, порой вспоминаются такие ужасные моменты, которые пришлось пережить мне, тринадцатилетнему мальчику, на фронте. Но быстро летит время, и уходят ветераны Великой Отечественной…
Далее


 

Валентина Яковлева: «МЕЧТА СТОЛЕТНЕГО ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА» (очерк)
<...> Несмотря на годы, назвать его стариком не поворачивается язык. В свои сто лет у него едва заметна седина, море энергии, если кто попытается угадать возраст, то ошибется лет на тридцать, не меньше. Живет герой в двухэтажном особняке, выделенном ему местными органами власти. По дому все делает исключительно сам. Готовит еду, стирает, ходит за живностью. Весной копает огород, выращивает овощи, фрукты. Особая страсть – виноград. Прополка, полив, окучивание, сбор урожая. Работы – только поворачивайся. …
Далее


 

Тарас Шевченко: «ИСТРЕБИТЕЛЬНИЦА ТАНКОВ» (документальный очерк)
<...> Возможно, прочитав эти строки, ответственные люди «вспомнят» о том, что больше шестидесяти лет назад случайно «затерялось» представление к награде… Потерю документов в военной неразберихе всё-таки можно оправдать: тогда шла великая битва не на жизнь, а на смерть! Людям некогда было думать о наградах. Все подвиги совершались, как писал А.Т. Твардовский, «не ради славы, ради жизни на земле». Но ведь нашей мирной жизни уже 65 лет! Сейчас пришло время платить по счетам, а значит, каждый, и Н.С. Луценко-Букреева не должна стать исключением, вправе получить то, что заслуживает своим героическим подвигом во имя Отечества. Хочется верить, что «Вечная Память» – это не только о погибших, но и о ныне живущих, слава Богу, ветеранах. Наша Россия всегда помнила, помнит и будет помнить о тех, кто её защищал. Мы не должны превращаться в иванов, не помнящих родства…
Далее


 

Евгений Грачёв: «ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ» (приключенческая повесть)
<...> – Война, это не футбольный матч Германия – Россия. Ты видел когда-нибудь колючую проволоку на столбах?
– Только по телевизору.
– Лагерная колючка – это струна и если её обрезать, то она сворачивается в страшную «спираль». Я думаю, война – это и есть колючий клубок, который невозможно распутать, а начинаешь трогать, доставляет боль! На войне всё подчинено уставу, то есть военному закону.
– Но на войне убивают, а убийство – это нарушение закона и большой грех?
– Солдаты на войне выполняют чьи-то приказы, разве они виноваты, что их заставляют убивать?
– Но, все равно, кто-то должен отвечать?..
Далее


 

Гуго Вормсбехер: «ИМЯ ВЕРНЁТ ПОБЕДА» (внеконкурсная документальная повесть)
<...> Он не предатель, и докажет это. Он, как все, хочет драться с фашистами. И что с того, что он тоже немец и говорит с ними на одном языке? Он не такой немец. Уже почти двести лет как его предки живут в России. И он здесь родился и всю свою жизнь прожил в России. Он другой немец, и фашисты для него еще больше враги, чем для любого другого. Больше, потому что для других они просто звери, убийцы, которых надо уничтожить, чтобы самим остаться в живых, чтобы освободить Родину. А для него они еще и осквернители всего немецкого, причина страданий его и его близких, его друзей и товарищей, и тех полутора миллионов советских немцев, которые несут сейчас на своих плечах двойное бремя – бремя военных тревог и труда для победы, которое несут все в тылу, и бремя недоверия: ведь они тоже немцы, а вокруг них, в бедах, в страданиях живут люди, чьи мужья, сыновья, братья, отцы воюют и погибают в войне с немцами. И неизвестно, какое бремя из двух тяжелее… Впрочем, известно. Ему, Паулю, это хорошо известно...
Далее


 

Галина Июльская: «МАЛЬЧИК ИЗ ЛЕГЕНДЫ» (внеконкурсный документальный рассказ)
<...> И по сей день Александр Григорьевич заядлый охотник. Он много и с удовольствием ездит по стране, но с началом охотничьего сезона его ничто не может вытащить из Тюмени. Еще ни разу в жизни не заблудился он в лесу; он может без особого труда пройти по тайге десятки километров, хотя уже не молод. До сих пор он отличный стрелок. Будучи по профессии инженером и уже много лет живя в городе, он может без конца рассказывать о жизни любого таежного зверя. И, как и раньше, он полон энергии. А по торжественным дням на его груди можно увидеть медали: «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и знак «Ветеран Сталинградской битвы»...
Далее


 

Надежда Горбачёва: «СИЛОЙ ЛЮБВИ и ВЕРЫ»
<...> Выросло поколение, которое с трудом вспоминает даты, знаменующие собой великие освободительные войны. Молодые сбиваются, какая же война была в 1941-1945 годах, Первая Мировая или Вторая, а если – Вторая Мировая – почему она называется ещё и Великой Отечественной? Понятно, что эмоционально новое поколение никак не сопереживает тем событиям, которые у нас, сегодняшних пятидесятилетних, по-прежнему вызывают трепет, боль, сочувствие. (Я не утрирую ситуацию, 1 сентября каждый год я встречаю новые студенческие группы и вижу, как далеки они и информационно, и эмоционально от всего, что связано с войной 1941-1945 годов).
Возможно, сегодня, когда общая атмосфера в стране стабилизировалась и когда, наконец, появились проекты не коммерческого характера, а призванные разбудить уснувшие душу и совесть, чтобы отдать дань справедливого уважения и почитания тем, кто не щадил жизни за Отечество.
Далее


 

Николай Толстиков: «СОСЕДИ»(очерк)
<...> ...Ничто еще не предвещало грозных и тяжелых ночей с их пожарищами и смертью, когда юного Ивана провожали на действительную военную службу. Буйно невестилась черемуха в потаенных и скромных кадниковских садах, рассыпалась червонным золотом частушек гармошка, весело пели девушки, родные напутствовали Ивана: «Служи, сынок, с честью!». И верили, что вернется он скоро домой возмужавшим, повзрослевшим. Да и ему самому хотелось мир повидать и себя показать. Не думал – не гадал он тогда, что выпадет на его долю и то и другое. И еще как!..
Далее


 

Александр Огнёв: «НЕУСТРАШИМЫЙ КОМАНДАРМ»
Михаил Шолохов выделил, пожалуй, главное в героической жизни генерала Михаила Федоровича Лукина: «Война – это всегда трагедия для народа, а тем более для отдельных людей... Люди обретают себя в подвигах, но подвиги эти бывают разные... Такие, как Лукин, обретают себя как личности и в трагических обстоятельствах...». Эта мысль ярко подтверждена всей жизнью Лукина, и особенно в первые месяцы Великой Отечественной войны. Тогда из-за просчетов Сталина и высшего командования, из-за плохой выучки бойцов и офицеров мы терпели поражения, несли огромные потери, но вместе с тем наши солдаты мужественно сражались – иначе мы бы не победили. Участник боев 1941 года писатель И. Стаднюк «с полной убежденностью» утверждал, что «в тяжких неравных боях 1941-1942 годов Красная Армия заложила фундамент победы 1945 года»...
Далее


 

Юрий Лопатин: «ХОЛОДНЫЕ РАССВЕТЫ У ПУЛКОВСКИХ ВЫСОТ» (рассказ)
Днём солнце без лимита выдавало порции тепла. Порой, казалось, становилось даже жарко. А утром волгота с Балтики, прессуясь у самой земли, пробирала до костей не хуже мороза. На «передке» особо трудно было. Ни закурить, ни шевельнуться, ни поспать. Только и гляди, в оба, чтобы немцы не попёрли. А подошли они уже вплотную. Неделя, как противник занял Шлиссельбург. С тех пор, точно ошалелый, прёт на оборону. А отрезанному с суши Ленинграду всё трудней: много ли доставишь по ладожской воде…
Далее


 

Алексей Курганов: «МАЛЬЧИК» и «ПИЛОТКА С САХАРОМ» (рассказы)
Мой хороший и давний знакомый, Иван Васильевич Однодушнов, всю свою мирную жизнь проработал на железной дороге, в депо Голутвин, что в подмосковной Коломне. После окончания железнодорожного училища в Моршанске, начинал свой трудовой путь помощником машиниста, потом стал машинистом, со временем перешёл в инструкторы, сам стал машинистов учить. Как вышел на пенсию, депо не бросил, переквалифицировался в экипировщики. Кто не знает, это такой железнодорожный специалист, который укомплектовывает (то есть, экипирует) тепловозы всем необходимым для их нормальной работы...
Далее


 

Алексей Курганов: «СОЧИНЕНИЕ КО ДНЮ ПОБЕДЫ» и «ОСЕННИЙ ПРИЗЫВ 44-ГО» (рассказы)
<...> – Тебе чего, трудно?.. А вот теперь Пашка действительно обиделся. Его, Ивана Сергеевича, характер! Один к одному! Гены, мать их… Ведро выносить – я. Землю копать на этом т в о ё м садовом участке (он нарочно голосом выделил это «твоём». В том смысле, что, дескать, лично мне, Паше, этот твой сад-огород и задаром бы не облокотился, и вообще видел я эти земляные работы в гробу и белых тапочках!) – тоже я. В магазин сходить – у тебя вечно коленки ноют. Дед, не наглей! Имей совесть!..
Далее


 

Виктор Штанько: «ПОСЛЕДНЯЯ ФОТОГРАФИЯ» (повесть о прошлом)
В узкой длинной комнате, похожей на школьный пенал, а точнее, на аппендикс, по определению студента-медика Сергея, соседа по квартире, дремал в кресле Андрей Петрович. На коленях, укрытых полосатым шерстяным пледом, лежала книга. Правой рукой, в тонкой шерстяной перчатке, Андрей Петрович придерживал книгу. Уже последние несколько дней Андрей Петрович и дома не снимает эту перчатку – кисть стала мёрзнуть даже в летнюю жару, а в весеннюю пору, как и осенью, мозжит, ноет, реагируя на малейшие перемены погоды...
Далее


 

Виктор Штанько: «НИКТО НИКОГДА НЕ УЗНАЕТ» (повесть для школьников)
<...> – А только хотеть мало! Гнида! Совсем мало! Что-то делать надо! Помогать фронту! Война идёт! Снаряды нужны! Танки! Чтобы гробить фашистов! – Чиж мотнул головой в сторону груды металлолома. – Вот железки мы собираем… Мало, конечно… Ещё соберём… А если твой отец загремит в госпиталь, кто будет горшки выносить? Пушкин!? Не хватает санитарок в госпитале! Это знаешь, гадёныш!? Когда-нибудь думал об этом!? Вот ты кроме тех веников, что ещё сделал для отца?!..
Далее


 

Андрей Королёв: «СОН ВОЙНЫ»
Я не помню точно, когда я погиб. Кажется, это было в конце сентября 1943 года, где то под Смоленском. Я штрафник. Обычное дело. В ноябре 1942-го мы выходили из окружения, и я… Словом, ни оружия ни документов. Кому потом объяснять, что все утонуло, сгорело… Сам виноват. Скажи спасибо, что еще наши не шлепнули… А так дали годешник…
– Андрюха! Драть тя в ухо… Хорош мечтать! Кто за тебя окапываться будет? Пушкин штоли?
Жора… Начальник тоже мне… Ишь, «Дегтярева» своего натирает. Никакой ты Жора не начальник. Начальников тут нет. Нас осталось то всего 14 человек из 32-х. Закрепились на железнодорожной станции. Сзади нас пакгауз, несколько железнодорожных веток и поле. Дальше ничего нет. КилОметров 20-30. Впереди нас овражек и перелесок. И дорога к железнодорожному переезду...
Далее


 

Сергей Горулёв: «МАЛОЙ РОДИНЕ – ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ!»
Дорогая сердцу деревенька… Находилась она в Дзержинском районе Калужской области. Деревня была расположена на левом коренном берегу реки Большой Березуй, который является притоком второго порядка реки Оки. Она полукольцом огибала деревню и имела довольно широкую пойму – до 1 километра шириной, которая была занята заливными лугами. Вот в этой деревне, называлась она Дерминка, и родился я, Горулев (Ракитин) Сергей Андреевич 10 марта 1926 года. Дерминка – обыкновенная русская деревня, каких было тысячи в Центральной России, тем не менее, она мне очень дорога и незабываема, как и все мое детство, имела свои особые прелести.
Во-первых, река Березуй разливалась весной на многие километры, заливая свою пойму. Водная гладь простиралась до самого горизонта. Вверх по течению на реке были две мельницы, и когда начинался ледоход, с прудов мельниц наблюдалось прекрасное зрелище! Люди группами собирались на берегу, чтобы полюбоваться красотой разлива реки и ледоходом. Последний раз я наблюдал эту картину весной 1941 года, но и сейчас, спустя много десятков лет, закрывая глаза, вижу, как наяву, свою родную сторону и восхищаюсь ею.
Далее


 

Юрий Пахомов: «ГОРЬКИЙ ПРИВКУС ПОБЕДЫ» (повесть)
Июнь стоял теплый, безветренный, иногда набегало облачко, осыпаясь мелким духовитым дождем, и тогда над городком Береза– Картузская зависала радуга. Лужок перед казармами, где размещались штаб и личный состав 205-й моторизованной дивизии, густо облепили одуванчики, а трава была настолько ярко– зеленой, что, казалось, красноармейцы подновили ее эмалевой красочкой.
16 июня 1941 года старший политрук Сергей Михайлович Гостев встал рано, нужно было побриться, выгладить гимнастерку, подшить свежий подворотничок, наскоро перекусить и в семь тридцать быть у казармы – за ним должен был заехать капитан Чепурнов.
Далее


 

Дмитрий Ливенцев: «ЛЕНД-ЛИЗ: БЕСКОНВОЙНОЕ ПЛАВАНИЕ» (документальная повесть)
Сегодня мало кто знает, что дальневосточный ленд-лиз и был главным путем доставки стратегических грузов в СССР. Давайте приведем цифры из статистически богатого исследования Р. Джоунса (в длинных тоннах): Северная Россия – 3 964 000; Персидский залив – 4 160 000; Черное море – 681 000; советский Дальний Восток – 8 244 000; советская Арктика – 452 000.
Далее


 

Наталия Волынец: «ДВАДЦАТЬ ПИСЕМ С ВОЙНЫ»
<...> «Письмо 1.1.45 г. Здравствуйте, мои дорогие родные мама, татка, сестры Люба, Шура, Лида. С горячим сыновским и гвардейским приветом ваш сын Николай. Сегодня ночью слегка заснул в окопе, и сразу увидел родные Горидовичи, как хорошо у нас там все было. Дорогие родные, я пересылаю вам справку, которую мне здесь дали, она вам пригодится, ее отнесите в сельсовет, пусть зарегистрируют, потому как я нахожусь на фронте, и вам должны быть послабления в налогах. Пусть татка сходит в Куренец, ведь за землю у вас большие налоги.
Как татка, как его задышка, что ему помогает. Залечил ли он свои раны после того, как его побили шомполами немцы? Как дела у Шуры в ее канцелярских делах. Привет Мане и особно моему племяннику Петьке. За сим остаюсь ваш сын Николай»...
Далее


 

Александр Чиченков: «ВОЙНА МИЛИЦИОНЕРА СУМКИНА» (рассказ)
<...> Бойцы, – обратился командир к своим подчиненным. – Мы сюда прибыли с важным заданием и… мы должны уничтожить мост, даже если все до одного поляжем здесь! Немцы со своей тяжелой техникой завязнут здесь, у реки и тогда, именно здесь, они полягут, благодаря нашей скромной лепте в масштабах войны!...
Далее


 

Вячеслав Тушканов: «…КУДА ВОЗВРАЩАЮТСЯ ЖУРАВЛИ»
Много, добрых и горьких, радостных и страшных историй слышало Русское поле. Вот одна из них. Повесть о нас, о сибиряках. Молодая красивая женщина, держит в руках сложенную в четвертинку бумажку.
И тихо оглядываясь, говорит: «Какой год хожу по этой тропинке. Соседи поглядывают. Куда она, на ночь глядя. А я Саша, чтоб детям слёз не казать подойду к полю ближе. И про тебя и про себя ему рассказываю. Про нашу любовь, да долгую разлуку. Ох, боюсь я милый друг, сердце моё не выдержит…
А ещё я ему письма к тебе читаю. Номер твоей полевой почты не знаю. Послать мне его некуда.
А я писем от тебя и не жду, придёшь всё расскажешь. Так ему хлебушку я всё и говорю. Может где горбушка тебе наша и достанется, так вот ты всё и узнаешь. Как крепка моя любовь к тебе. Как ждут своего отца дети. Я маленькую научила, прежде всего «папа» говорить.
Далее


 

Полина Куликова: «НА СЛАВНОЙ БЕЗЫМЯНКЕ» (итоги поисковой работы)
«Я родилась и выросла на Безымянке» – так о себе может сказать больше половины коренных самарцев. Недавно, я впервые услышала красивую легенду о том, что в годы войны на месте моего лицея располагался барак с больницей и родильным отделением. Возможно ли, что в суровые 40-е годы в нем рождались девочки и мальчики, ставшие бабушками и дедушками нынешним лицеистам? Этот факт меня очень взволновал. И тогда началась поисковая работа, результатом которой была собранная и восстановленная по крупицам история поселка Машстрой на Безымянке.
Далее


 

Геннадий Ковалевский: «ПЕШКОМ ДО БЕРЛИНА» (о войне без ретуши и прикрас)
<...> Весной, в апреле, в часть приехал генерал для проверки. Командир подполковник Филиппов выделил для стрельбы мое орудие. И мы так отстрелялись, что генерал наградил командира орудия Симонцева и меня десятисуточным отпуском (без дороги) и объявил благодарность. Впервые я поехал домой в отпуск. От Омска до Тары я долетел самолетом. А в Тевризе распутица, и самолеты туда не летают. И мне пришлось из Тары до дома топать пешком 150 км. Из Тары до Знаменки (50 км) я шел 2 дня. В Знаменке зашел в военкомат продлить отпуск. Военкоматы имели право продлять отпуска на 5 дней. И мне его продлили. Дома фельдшер дала мне бюллетень на 5 дней, и в Тевризе военкомат еще продлил на 5 дней, так что я проездил целых полтора месяца, правда немного опоздал, но никто об этом даже не спросил. Приехал и ладно...
Далее


 

Олег Волынкин: «НЕПОБЕЖДЁННЫЕ» (очерк)
<…> Из детства у меня остались воспоминания от бабы Дуни о том, как началась война, как немцы оккупировали Смоленщину, как выживало и боролось против фашизма население Смоленщины, как действовали в тылу врага партизанские отряды. В ноябре 1972 года, уже, будучи студентом Ленинградского института, я побывал в поселке Красное Знамя на открытии обелиска казненным фашистами партизанам-подпольщикам, в числе которых был Гузиков Василий Иванович (отец моей мамы). Пионерский отряд Стодолищенской средней школы уже в то время носил имя моего деда-героя...
Далее


 

Фёдор Батурин: «СПАСИБО, МАМА!» (очерк)
Одного моего деда (по отцу) расстреляли как врага народа – он не хотел вступать в колхоз. Второго деда, как кулака (он держал в хозяйстве двух лошадей и двух коров) вместе с его большой семьей выслали в гиблое место, лишили всех прав. Тогда-то, наверное, у моей мамы и появилась фраза, которую она употребляла, когда совершалась по отношению к ней какая-либо несправедливость: «Что я лишенец, что ли!»...
Никогда не задумывался о возрасте мамы. Мама – и все! Добрая, справедливая, заботливая, строгая. А ведь она лишь на восемнадцать лет старше меня, стала вдовой почти девчонкой. Когда горе после смерти моего отца утихло, мама попыталась найти мне отца. Но брак оказался недолгим, новый ее избранник заявил: «Выбирай: я или сын!»...
Далее


 

Елена Трускина: «ВОЙНА, ВОРВАВШАЯСЯ В ДЕТСТВО» (очерк)
Этот рассказ о судьбе мальчишки из маленького зауральского городка Шадринска, в жизнь которого война ворвалась стремительно, переменив обычный уклад, заставив быстро повзрослеть. Виленину Рычкову пришлось непросто, а кому в те годы было легко?! Его история повторяется в истории тысяч девчонок и мальчишек, которые рано узнали, что такое боль, тяжелая работа, голод и страх… страх за своих родных, за отцов и братьев, сражающихся на фронте. Слово тебе, мальчишка войны...
Далее


 

Виктор Шушарин: «ЖИВАЯ ЛИРИКА» (цикл стихов)
<…> В конце пятидесятых годов группа туристов, совершая поход по Карелии, набрела на интернат для ветеранов Великой отечественной войны. От медперсонала они узнали, что в интернате содержится человек с ампутированными руками и ногами, скрывающий все свои биографические данные. Известно о нём лишь то, что он был во время войны лётчиком. Среди туристов оказался паренёк, у которого отец летал на боевых самолётах и однажды не вернулся с боевого задания. На все запросы родных был лишь один ответ: «Пропал без вести». Паренёк попросил показать ему этого лётчика. И он узнаёт в нём своего отца!..
Далее


 

Николай Бойко: «ГОЛОС НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА» (рассказ-исповедь)
<…> Военная часть, в которую я накануне войны попал служить, базировалась недалеко от западной границы в небольшом белорусском городке. Славился он тем, что здесь было поместье графа Александра Васильевича Суворова.
Я любил военную историю и чертовски гордился тем, что хожу по той же земле, по которой когда-то шагал великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере...
Далее


 

Владимир Гуд: ВОЕННЫЕ РАССКАЗЫ
Убивать оказалось очень просто: надо было спокойно, как в тире ОСОАВИАХИМА, поймать человеческую фигурку в перекрестье оптического прицела и плавно нажать на спусковой крючок. Далекий серый или черный человечек при этом либо ломался пополам, либо его отбрасывало в траншею, на груду битого кирпича, в воду… да мало ли куда его отбрасывало?..
Далее


 

Юрий Павлов: ВСЁ ВО ИМЯ ПОБЕДЫ! (рассказы)
<…> Родилась дочка, назвали Машенькой. Бывает, не везет в жизни, все складывается не так, идет наперекосяк, рушится. – И этого ничего не жалко, потому что терять нечего. А тут все складывалось хорошо, так хорошо, что иной раз становилось страшно: так вечно продолжаться не может, что-то непременно должно случиться. Но жизнь шла своим чередом. В гарнизоне нам дали хорошую квартиру, девочку устроили в ясли, жена работала по специальности – преподавала в школе военного городка, я летал на современных самолетах и был на хорошем счету у командования части. Вел общественную работу, неоднократно отмечался за умелые действия в условиях, приближенных к боевым. Помнится случай, когда в полете загорелся самолет, и отказал один двигатель. И хотя была команда с земли оставить машину и катапультироваться, я, тем не менее, посадил самолет...
Далее


 

Юрий Жекотов: ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД ПОБЕДЫ (рассказы)
<…> По площади шли ветераны… Ветераны? Нет.
Шли воины, которые уже многое поняли, воины, которые, пройдя тяжёлые испытания, научились не пригибаться от грохота вражеских залпов, при встрече с несправедливостью и жестокостью, не смирились с ханжеством и лицемерием. Люди, которых не обманешь яркой обвёрткой, которые видят корень проблемы. Люди, которые не будут двурушничать и скажут прямо в глаза, что они думают. Воины, которых, если мы не поняли, то нужно успеть понять, потому что для многих из них этот юбилейный парад будет последним.
Далее


 

Валентина Чирок: «ОНИ КОВАЛИ НАШУ ПОБЕДУ»
Этих двух людей я хорошо знала. Они жили в нескольких километрах друг от друга, но никогда друг друга не видели. Один из них – замечательный человек, талантливый журналист, поэт, инвалид войны, награжденный многими боевыми наградами, дошедший до Берлина и оставивший после себя несколько прекрасных сборников стихов, родился и вырос в Клетнянском районе Брянской области. Он был очень скромным, душа его была открытой и доброй, талант – щедрым, а ум – веселым. Звали его Павел Алексеевич Быков. Именно ему я обязана своим становлением в жизни и профессии. <…>
Далее


 

Николай Бойко: «ГВАРДИИ ЛЕЙТЕНАНТ ДУСЯ» (очерк)
<…> Война унесла миллионы человеческих жизней. Она и сегодня, спустя 65 лет, напоминает о себе памятниками павшим, болью старых ран ветеранов и незатихающими дискуссиями на военную тему сороковых-роковых… Четыре раза была ранена Евдокия Николаевна Завалий – единственная женщина в годы в годы Великой Отечественной войны, которая в 17 лет возглавила взвод морских пехотинцев, действующий на передовой линии фронта.
За дерзкие вылазки против гитлеровцев при штурме Севастополя и Сапун-горы сами немцы прозвали её «фрау Черная Смерть», а в ставке Манштейна обещали награду тому, кто возьмет её в плен живой…
Далее


 

Ефим Гаммер: «ЮНЫЙ КАВАЛЕР ОРДЕНА СЛАВЫ» (очерк)
<…> «Когда разведчики вернулись с раненым комдивом, их уже дожидался вызванный по рации капитаном Захаровым санитарный самолет, который и доставил Шабалова в медсанбат. А несколько дней спустя они читали во фронтовой газете указ о награждении Владимира Тарновского орденом Славы III степени. За спасение командира дивизиона и форсирование Днепра.

Указ как указ, один из тысяч, ничем не останавливающий внимания, если не знать, что новоиспеченный орденоносец еще пацан пацаном, ему за партой в классе пятом сидеть, а не на рекогносцировки ходить.

Если бы книга рекордов Гиннесса заглядывала по тем временам за «железный занавес», то непременно зарегистрировала бы Володю Тарновского как самого молодого в Советском Союзе кавалера ордена Славы...». Далее


 

Александр Огнёв: «МАЛЬЧИШКИ, МАЛЬЧИШКИ…» (повесть)
<…> «Ты, отец, мог бы находиться среди нас. Где же ты? Где покоится твой прах? Может быть, твоя душа витает где-то около меня? Очень прошу, сумей – пусть самым таинственным, невозможным образом – дать мне понять из своего потустороннего мира, что ты услышал, как-то узнал, почувствовал то, о чем я очень хотел тебе сказать. Прости меня за то, что я ни разу не пришел к тебе на могилу, не положил на нее цветы. Я все еще не знаю, где она и есть ли она вообще, и нет никаких, даже самых маленьких надежд на то, что когда-нибудь узнаю о месте твоей гибели. Прощай, отец! Опасаюсь сказать «До свидания!», хотя, если до конца быть честным и правдивым, все больше появляется признаков, что вскоре неведомое мне холодное инобытие может свести нас вместе...».
Далее


 

Галина Гусева: «СТРАНИЦЫ СТАРОГО АЛЬБОМА»
Как неумолимо бежит время! В юности торопим его, живем жадно, взахлеб. Затем легко шагаем в ногу. Не успеем оглянуться, а время ушло. Мы еще верим, что его можно догнать. Бежим за ним, идем, плетемся. А сил все меньше и меньше. В отчаянии взываем к нему, умоляем замедлить ход. Но времени нет дела до наших просьб и заклинаний. У вечности своя задача: четко и безучастно отсчитывать мгновения. И вот мы у последнего порога. А наша жизнь – лишь молниеносный прыжок от рождения к смерти...
Далее


 

Надежда Петрова: «РУКОПОЖАТИЕ ЧЕРЕЗ РАССТОЯНИЕ»
Лежала я в такой поздней зимней тишине, уже почти засыпая, как вдруг почему-то вспомнилась мне моя бабушка Марина, сидящая на широкой лавке, расположенной вдоль стена с двумя окнами, выходящими во двор. Лавка толстая, не крашенная, но гладкая и от времени блестящая. Она такая длинная, что тянется от стола через всю комнату и упирается в стену; мы порой ложились на неё, устав от беготни, а если были гости, то на ней кто-нибудь спал и ночью...
Далее


 

Марат Валеев: «А Я БЫЛА СОВСЕМ ДЕВЧОНКОЙ…»
Написать эти заметки надоумил свою маму, Валееву (в девичестве Гатину) Раису Каримовну, я. С детства помню, как она, не сдерживая слез, частенько рассказывала нам, своим четверым детям, о том, сколько ей пришлось вынести испытаний во время коллективизации, войны, в послевоенное время. Несколько лет назад я приезжал к ней на юбилей в Хабаровский край, где она сейчас живет в семье моей сестры Розы...
Далее


 

Михаил Петров: «ПОСЛЕДНИЙ ДОЗОР» (повесть)
Выехал пораньше. Апрель выдался мокрый, холодный, беспросветный какой-то. Об апрельских дорогах не говорю. За зиму асфальт фуры и лесовозы выбили, едешь как по военной дороге. Вся в старых заплатах и черных выбоинах с острыми, как бритва, краями. Того гляди, без колеса оставят. И что тогда? Вокруг заросшие поля и безлюдье. Землю уже не то, что не пашут, даже траву не выкашивают. Лежит она под толстым травяным войлоком, задыхается. А в мае...
Далее


 

Пётр Евдокимов: «ВОЙНА ГЛАЗАМИ СОЛДАТА» (мемуарная публицистика)
Может ли человек предчувствовать смерть? Конечно, нет! – Убедительно скажите вы. И я согласился бы с вами. Но на войне было немало случаев, которые опровергали это убеждение.
В конце 1943 года командующий 3 танковой Армией генерал армии Рыбалко запретил своим приказом посылать в оборону водителей мотоциклов. Но нашим стрелкам приходилось еще не раз ценой своей жизни сдерживать оборону противника до подхода наших войск...
Далее


 

Валентин Левгеров: ИЗБРАННЫЕ РАССКАЗЫ О ВОЙНЕ
Осенью в 1947 году Катерину вызвали в областной военкомат города Витебска. Военком, в звании полковника, пригласил Катерину в кабинет и сообщил горестную весть о гибели Николая. Он вручил ей то, что осталось от любимого человека, и обещал рассказать все, что ему стало известно о его последних днях. Развернув сверток, который ей передали, Катя вскрикнула и, обхватив руками голову заплакала. Перед ней лежали: красный шелковый бант, фотография, сделанная на второй день их пребывания в штабе и неоконченное письмо к ней...
Далее


 

Дмитрий Вейн: «КОМАНДИР ШТРАФНОГО БАТАЛЬОНА»
За 65 лет, прошедших со дня окончания Великой Отечественной войны, написано и издано немало книг, посвященных исследованию ее страниц. Страниц подвига и страданий, отчаяния и мужества, горечи поражений и радости побед. И порой кажется, что все мы знаем о ней, и ничего принципиально нового уже не скажешь и не напишешь. Но это неверное впечатление. Неверное хотя бы потому, что судьба каждого солдата и офицера – скромного труженика войны – это и есть та принципиально новая, зачастую уникальная страница военных лет, страница неизданной Книги Памяти народа. И таких судеб – миллионы...
Далее


 

Александр Пономарёв: «ЗОРИ ХИНГАНА»
Красным арбузным восходом полыхали зори Хингана. Воспоминания теребили душу Архиповны и, сбросив шестьдесят пять лет, санинструктор лейтенант советской армии Лидия Савельева вновь как наяву видела восход, пламенеющий над пустыней Гоби...
Далее


 

Валентин Левгеров: «ЭТО БЫЛО В БЕРЛИНЕ»
Группа Рюмина из 3-й бригады Днепровской флотилии, состояла из двух матросов фотографов и главстаршины. Прибыли они из Фюрстенберга, где располагалась 3-я бригада. В 1-ой бригаде, дислоцированной в Карлсхорсте, подлежало первоочередной демобилизации по возрасту наибольшее количество моряков. «ХII сессия Верховного Совета СССР 23 июня 1945 года приняла закон о демобилизации из армии и флота, в первую очередь, тринадцати старших возрастов». Поэтому, чтобы в срок подготовить документы, из Фюрстенберга были откомандированы матрос Лагутин и матрос Алексеев. Сопровождал их главстаршина Рюмин...
Далее


 

Валентина Чирок: ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА
В глазах июньских, ярко- синих, / В снегах глубоких января / Я вижу облик твой, Россия, / Родная, русская земля. / В кувшинках желтых над водою, / Что манят свежестью дразня, / И в васильках на косогоре, / И в грусти на закате дня - / Тебя я вижу постоянно. / Ты так нежна и хороша. / Ничуть жеманства иль обмана. / Светла, как детская душа.
Далее


 

Валерий Кириллов: «КОМУ ТЫ ТАК ОБЯЗАН»
Военная тема занимает важное место в творчестве писателя и публициста, автора многих книг Валерия Кириллова. Для участия в конкурсе он представил ряд очерков, в которых он рассказывает о судьбах людей, оставивших яркий след в истории партизанского движения на территории Калининской области...
Далее


 

Леонид Сверкунов: «ШТУРМ БЕРЛИНА»
О Берлинской операции как завершающем могучем аккорде Великой Отечественной войны написано немало. В рамках нашего конкурса мы предлагаем вниманию читателей отрывок из книги, содержащей уникальные свидетельства ветеранов-участников этой операции, живущих в Твери. Ввиду малотиражности издания и уникальности его содержания, мы решили публиковать некоторые отрывки этой книги как конкурсное произведение, предоставив слово одному из её соавторов, участнику Берлинского сражения Леониду Сверкунову...
Далее


 

Владимир Березовский: «ВРАТА»
«Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их...»
(Евангелие от Матфея 7.14.) Далее


 

Нина Дернович: «АХ, ВОЙНА, ЧТО НАДЕЛАЛА, ПОДЛАЯ!..»
Август 1941 года... На фото – проводы на Великую Отечественную войну призывников из хутора Вишневецкий. Жёны приехали в Каменск Ростовской области вместе с мужьями... В верхнем ряду Растеряевы Егор Назарович и Таисия Андреевна, Сибилевы Митрофан Павлович и Наталья Харлампиевна, в нижнем ряду Ковалёва Мария Афанасьевна, Босовы Афанасий Афанасьевич и Мария Лаврентьевна, Палкины Дмитрий Семёнович и Федосея Ивановна, Сибилевы Устинья Павловна и Пётр Павлович (он единственный из мужчин на фото, кто вернулся живым с полей сражений Великой отечественной войны)...».
Далее


 

Виктор Каптелин: «ОТЦОВСКИЙ УРОК ПАТРИОТИЗМА»
«Слово из книги может вызвать слезу, но оно беззвучно. В кино есть звук, но автоматы стреляют не по тебе, танки идут не на твой окоп, бомбы из вражеских самолетов падают не на тебя и не ты находишься под минометно-артиллерийским обстрелом, не твоя кухня попала под бомбежку, не тебе сегодня оставаться без горячей пищи, и это не ты сидишь в башне танка и идешь в атаку, возможно, последнюю в твоей жизни… А вот если ты только что курил с другом самокрутку на двоих, а в следующую минуту его сразила пуля или осколок от разрыва снаряда, и ты с остановившимся сердцем глядел на струю крови у виска и безжизненное тело товарища, – такое не забудешь никогда…».
Далее


 

Алексей Ткаченко: «СПАСИБО, ДЕД!»
Низкий поклон нашим ветеранам, участникам Великой Отечественной Войны! Низкий поклон тем, кто в тылу не прятался за спины воинов, а делал всё, что мог для этой Победы! Все ветераны Великой Отечественной войны и всей Второй Мировой – это наша совесть. Наше отношение к этим героям и их заслугам и к их Святой Победе должно жить в наших сердцах и передаваться с поколения поколение!
Далее


 

Эра Сопина: «НЕ ПАРА»(рассказ)
О, эти вечные сюжеты! О, эта подлость людская, омерзительная. В Японии есть, говорят, такая гора – да это, кажется, сама госпожа Нараяма – куда взрослые дети отводят своих старых и беспомощных родителей, чтобы те там умирали в одиночестве от голода, жажды, холода и болезней. Это что: месть детей родителям – за то, что те их произвели на свет? Или такая жестокая благодарность их?

конец раздела страницы


 

 

 

РАДИООЧЕРКИ

Наталья Белеба: «ГОЛОСА ИЗ ВЕЧНОСТИ»
«Голоса из вечности» – так называется цикл программ, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне и окончанию Второй Мировой войны. В нем из архивов радио «Сахалин» звучат голоса наших земляков, участников войны, радиоочерки о ветеранах войны, фронтовиках, недавно ушедших из жизни: рассказы о боевом пути фронтовой медсестры Нины Степановны Филипповой из поселка Смирных, участнике двух войн – финской и Великой Отечественной на западном и восточном фронтах Николае Андреевиче Белякове из Александровска-Сахалинского; и последний рассказ, не звучавший доселе на радио «Сахалин», об артиллеристе Алексее Борисовиче Родине из шахтерского поселка Мгачи…
Далее


 

Александр Чернов: ГОВОРИТ ЛЕНИНГРАД. «ГОЛОС ЖИЗНИ В ГОРОДЕ СМЕРТИ»
ГОВОРИТ ЛЕНИНГРАД. Программа подготовлена кафедрой связей с общественностью и журналистики Гуманитарного института Череповецкого государственного университета. В основе – подлинные материалы из архива Ленрадио, собранные и переданные Т.М. Суворовой А.В. Чернову.
Сценарий, авторский текст – Александр Чернов.
Звукорежиссура, монтаж, озвучение авторского текста – Мария Фомина…
Далее


 

Приднестровское государственное радио: «ФРОНТОВЫЕ ДОРОГИ НАСТИ КУЛИЧЕНКО»
ИРИНА МИШИНА. Эта зарисовка о ветеране Великой отечественной войны Анастасии Куличенко. Юной девушкой она встретила войну. И как многие молодые люди того времени была призвана защищать Родину. В военное лихолетье не сторонилась тяжёлой работы в колхозе, а позже по достижению 18-тилетия и Анастасия села за руль военного грузовика. И мчалась на своей полуторке по дорогам страны, везя боеприпасы и продукты питания к линии фронта, раненных в госпиталь. Победный май для неё наступил в Венгрии. Потом была дорога к новой мирной жизни…

конец раздела страницы


 

 

 

КИНО- и ТЕЛЕДОКУМЕНТАЛИСТИКА

Телефильм Дагестанского телевидения: «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ»
Телефильм создан в рамках проекта «Память поколений» о дагестанцах-ветеранах Великой Отечественной войны. Герой материала, подполковник в отставке, ветеран Великой Отечественной войны, Герой Росси Гамзатов Магомед Усманович. Фильм рассказывает о подвигах командира 1203 батальона Краснознаменного ордена, Суворова 354 дивизии 65 Армии I Белорусского фронта.
Талантливое командование, огромная личная храбрость и стойкость командира батальона М. Гамзатова высокие морально-боевые качества его бойцов, проявленные при форсировании реки Нарев, захвате и удержании плацдарма на её правом берегу, обеспечили успех не только 354 стрелковой дивизии, но и всей 65 Армии....
Далее


 

Спецвыпуск Муромского телевидения: «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
К проекту были привлечены жители города, которые присылали свои материалы в адрес программы, стихи советских поэтов о Великой Отечественной войне, а также поэтические произведения муромских авторов, материалы фондов Муромского историко-художественного и мемориального музея, Муромского Совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов, материалы поисковых экспедиций молодежи и студентов, экспонаты музеев боевой славы общеобразовательных школ и трудовых коллективов города, а также документальная хроника и интервью жителей города»...
Далее


 

Спецвыпуски Муромского телевидения: «ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ»
Раньше к нам уже поступали такие предложения от некоторых региональных и муниципальных теле- и радиокомпаний. Полагая, что нельзя объять необъятное, мы тогда сочли невозможным пойти навстречу пусть и хорошей инициативе. Сегодня, когда стало ясно, что кроме МТК «Вечная Память» других подобных конкурсов не существует, и когда все больше и больше набирает силу уже и песенный конкурс, мы решили: а почему бы и нет? Тем более, что на портале журнала «СЕНАТОР» уже транслируется много фильмов по тематике конкурса. Полагаем, что программы теле- и радиопередач, документальные фильмы и киноочерки о Великой Отечественной войне и её участниках могут внести в достижение целей нашего конкурса очень большой вклад. К тому же это вполне вписывается и в планы проведения МТК «Вечная Память» в будущем, когда конкурс должен превратиться в масштабный патриотический литературно-музыкальный и художественный фестиваль, в конкурс творчества журналистов, писателей, поэтов, певцов, артистов театра и кино, кинематографистов, композиторов и художников. Ведь первые шаги в этом направлении сделаны нами уже в этом году, в рамках Второго МТК «Вечная Память»...

конец раздела страницы


 

 

 

ПЕСНИ ПОБЕДЫ

Народный артист России Вячеслав Кобзев: «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»
«Я обратил внимание на поэзию Николая Беседина, потому что почувствовал в ней философию нашего времени, времени, которое требует более глубокого понимания войны и мира. Стихи «Великая Победа» вылившиеся у меня в песню, дают нам новый миротворческий взгляд с христианских позиций – Да любите друг друга!» – говорит народный артист России Вячеслав Кобзев, автор музыки и исполнитель песни «Великая Победа!»...
Далее


 

Семья Шерстнёвых: «МАЛЬЧИШКИ НАШЕГО ДВОРА» (песню-реквием)
Представляем на суд уважаемого конкурсного жюри песню-реквием «Мальчишки нашего двора» - один из взглядов современной молодежи на подвиг их ровесников в Великой Отечественной войне. Песня – краткий, на сколько это позволяет выбранный жанр, рассказ о том, мальчишки становились солдатами, солдаты – героями, герои – ветеранами. Набатным рефреном кажется припев: «Я не бывал на той войне… Я не бывал на поле брани… И даже в самом страшном сне меня осколок в грудь не ранил...» В этих строчках еще одна благодарность тем мальчишкам-солдатам-героям за наши мирные сны, за 65 лет без коричневой чумы фашизма!..
Далее


 

Инна Разумихина: «ПЕСНЯ ЛИЗЫ» и другие
<...> Подход певицы к формированию собственного репертуара является определяющим её творческой деятельности, она прежде всего руководствуется соображениями строгого художественного музыкально-поэтического вкуса. Именно поэтому в её программах нет так называемых «общих мест». Посредством каждой песни, романса она напрямую обращается к душе каждого слушателя и зрителя, будоражит их, задаёт вопросы, удивляет неожиданной эксцентрикой и трогает до слёз непосредственностью переживания и остротой художественного образа.
Репертуар Инны Разумихиной простирается от старинного русского и цыганского романсов до песен военных лет на стихи русских поэтов- классиков, современной авторской лирической эстрады и французского шансона, пользующегося особой любовью зрительской аудитории.
Далее


 

Коля Нарочный: «Я ВЕРНУСЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ!»
Все когда-то закончится. И закончится бой. Без победы не хочется Возвращаться домой. Подождите, родители! Защитит Вас сынок! Я вернусь победителем В тихий майский денек! Я вернусь победителем После сотен атак! Я вернусь победителем! По другому - никак! Я вернусь победителем! Ждите скоро назад! Я вернусь победителем! | Я же русский солдат!...
Далее


 

Флора Вафина: ПЕСНИ ПОБЕДЫ (четыре песни)
Флора Вафина – исполнительница романсов, шансона, лирических песен, песен патриотической, гражданской тематики. Родилась и выросла на Урале, в Магнитогорске, хотя её предки из Татарстана. С 2005 года живет в Москве...
Далее


 

Валерий Горбачёв: «НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ»
...Помимо гражданской памяти и благодарности потомка, заключает в себе личную любовь, память и ответственность внука, чей дед – Горбачев Павел – навсегда остался без вести пропавшим на войне в ноябре 1941 года. Родилась в мае 2006 г., оркестрована и записана в сентябре 2009 года.
Далее


 

Мария Жукова: «НАПЕРЕКОР ВОЙНЕ»
<...> Мария Борисовна Жукова, внучка Веры Евдокимовны Ивановой также работает в системе образования – во дворце детского творчества г. Челябинска, является автором и исполнителем песен, дипломант международного конкурса «Бриллианты России» в Москве (2009) и лауреат межрегионального фестиваля искусств «Парад культур» (Новосибирск-2009). В феврале 2010 года Мария Жукова написала песню «Наперекор войне» и посвятила её своей бабушке и всем женщинам, которые ждали своих мужей с фронта.
Далее


 

Сергей Куликов: «СОЛДАТЫ РОДИНЫ»
На верность клятва только раз Хранить от ворога Отчизну И, свято выполнив приказ, Нас предки учат героизму. Уж поколенье не одно Гражданку носят - не бушлаты. Они в запас ушли давно, Но это Родины солдаты...
Далее


 

Алексей Кадушкин: САЛЮТ ПОБЕДЫ
Алексей Кадушкин закончил Мордовское республиканское училище культуры (эстрадное отделение), Московский государственный университет культуры и искусств (кафедра духовых оркестров и ансамблей), работает артистом оркестра Мордовского музыкального театра им. Яушева. Музыку и стихи начал сочинять в 16-17 лет. Руководил и играл во многих рок-группах. Много лет руководил школьным ансамблем. Написал программу для школьных вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), принятую и рекомендованную министерством образования для работы в школах Республики Мордовия. Участник конкурса на лучший гимн города Саранска. Является лауреатом многих городских и республиканских конкурсов и фестивалей...
Далее


 

Елена Мухачева: СОЛДАТЫ РОССИИ
Елена Мухачева. Образование высшее: педагогическое – БиГПИ (учитель начальных классов), юридическое – Сибирская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (юрист). В школьные годы закончила музыкальную школу по классу фортепиано. После окончания пединститута, проработала 8 лет в республиканской гимназии №3 учителем начальных классов. С 2003 года – ведущий специалист отдела защиты информации Правительства Республики Алтай. Играет на пианино, сочиняет песни, мелодии, пишет стихи, рассказы....
Далее


 

Юлиан Шутюк: ПЕСНИ ПОБЕДЫ (цикл песен)
Актер, режиссер, поэт, писатель, музыкант, певец, психолог, автор и ведущий телешоу...
Уроженец Омска. Детство провёл в городе Миассе Челябинской области. Два года служил в рядах советской армии (1986-88), потом поступил в высшее военно-политическое училище в городе Новосибирске, откуда уволился в связи со смертью матери. В архиве музея училища хранится рукопись поэмы Юлиана, посвящённая герою Советского Союза Александру Демакову, выпускнику училища...
Далее


 

Евгений Михайлов: ПЕСНИ ПОБЕДЫ (две песни)
Автор-исполнитель Евгений Михайлов имеет высшее педагогическое музыкальное образование, он музыкант в третьем поколении (отец – заслуженный работник культуры Удмуртской Республики). Является автором многих литературно-музыкальных композиций и программ патриотического содержания, героико-патриотической музыки, эстрадных и других песен...
Далее


 

Владимир Пшеничников: ПЕСНИ ПОСВЯЩАЮТСЯ 65-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ
– Представленные в Оргкомитет МТК «Вечная Память» песни посвящаются 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, они созданы в городе Ханты-Мансийске при участии авторов. Один из них – автор слов песен «Ветераны» и «Россия» – ветеран Великой Отечественной войны, военный летчик Владимир Степанович Сафонов, житель нашего города. Исполнитель песни – Чарский Вячеслав Витальевич звукорежиссер и певец (г. Ханты-Мансийск). Песню «Россия» исполнил Народный артист России Лев Лешенко. Много песен написано и с местным поэтом Николаем Михайловичем Вторушиным, членом Союза писателей России, одна из них «Память весны», которую исполнил вокальный ансамбль «Ноктюрн» (г. Ханты-Мансийск), руководитель Татьяна Родь...
Далее


 

Александр Сизиф: ОТШУМЕЛА ВОЙНА, ОТГРЕМЕЛИ БОИ
<...> Война отшумела. Павшие герои живы в памяти. Биение их сердец сквозь время ощущается как долг, совесть, ответственность живущих. Отечество – не пустой звук! Это аккумулированная энергия многих поколений тех, кто любил родную свою землю и служил ей верой и правдой. В песне 40 строк – пять восьмистрочных строф. Сорок суток витают души погибших среди живых. Звучание песни и ее строение словно воскрешает павших героев. Апофеоз песни – Победа, ее осознание.
Далее


 

Горислава Трофимова: «ПЕСНЯ О НЕВЕ»
<...> Мама, Евсеева Татьяна Александровна, работала счетоводом на фабрике Урицкого. В 1941-1942 годах она защищала блокадный город, рыла оборонительные рвы, спасала детей от бомбёжек, холода, голода и прочее. Запомнились её рассказы о том, как она через весь Васильевский остров с саночками ходила за водой на Неву. Как спускалась к проруби, чтобы достать её обмороженными руками, как везла обратно, боясь её расплескать. Тогда же дедушка Павел умер от голода.
Через многие годы впечатления об этом и других испытаниях ленинградцев выразились в моей авторской песне «О Неве».
Родители занимались оперным искусством и подарили мне оперное имя Горислава из «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки».
Далее


 

Игорь Дербишер: «В ПАРАДЕ ПОБЕДЫ – ВЕЛИКАЯ СИЛА!»
Молодой автор-исполнитель Игорь Дербишер в 1999 году окончил среднюю школу и детскую академию искусств по классу классической гитары класс солиста ВАСО А Большакова. В 2005 году окончил училище при Волгоградском государственном институте искусств и культуры по специальности академическое сольное пение (класс заслуженного артиста РФ, солиста музыкального театра М.В. Королева). Являлся студентом этого же института по специальности «вокальное искусство» (класс засл. арт. РФ солиста царицынской оперы, доцента В.В. Думенко). В настоящее время учится в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова на 5 курсе, по классу профессора, народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии имени М.И. Глинки Л.А. Сметанникова.
Далее


 

Владимир Карпов: «МИЛАЯ НАСТЯ»
Окончил Московский государственный институт культуры. В настоящее время работает руководителем Народного театра эстрадной песни в с. Новое Суздальского района Владимирской области. Автор многих песен на стихи А.Фатьянова, М.Дудина, С.Есенина, М.Цветаевой, а также песен для детей...
Далее


 

Яна Коломиец: «ВЕСНА-ПОБЕДА!»
Яна награждена грамотой «Императорское общество России» (2006), была участницей 6 Московского открытого фестиваля академического пения «Серебряный голос»-2009, открытого телевизионного конкурса-фестиваля «Лейся песня» в номинации эстрадный вокал, V Международного фестиваля-конкурса детской песни «Улыбка мира» (Одинцово) и открытого фестиваля конкурса вокально-хорового искусства «Солнечный круг» (Монино), международного телевизионного фестиваля-конкурса эстрадно-циркового мастерства «Понтийская арена» (Севастополь, Украина).
Юное дарование Яна Коломиец является участником энциклопедии «Лучшие люди России», в ежегодном приложении «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ-БУДУЩЕЕ РОССИИ» за 2007 год. Она приглашена на XI церемонию награждения высшей общественной наградой РФ «Гордость России» в качестве музыкального исполнителя...

конец раздела страницы
 

 

 

М А Т Е Р И А Л Ы
УЧАСТНИКОВ I МТК «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ»
(2005-2006)

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ (очерк)
Варвара ТишинаО, великие Троя и Карфаген, так и не восставшие из пепла! Исчезнувшие цивилизации, растоптанные иноземцами! Миры, погрузившиеся в вечный сумрак истории! О, как Вы вдохновляете поэтов и искателей древности! Унеся с собой тайны своего рассвета, вы через века пронесли в себе страшную истину, что давно познали полководцы, мечтающие о владычестве над миром и, каждый свой великий поход, жгущие на пути своих победоносных армий города и государства, не щадя никого и ничего, истребляя все что священно, все что прекрасно. И земля под их ногами оставалась пустынной и бесплодной, чтоб не могла взрастить на месте этом прежний сад, а другое семя, посеянное войной, прорастало на мертвой земле, и была эта поросль чужой и как сорняк расползалась по той земле…
Так погибали империи! Так могла погибнуть и Россия! Так мог погибнуть Великий Новгород...
Действительно, ведь немцы были верны идее уничтожения материальных объектов духовной культуры покоряемых народов и, продвигаясь на восток, уничтожали не только людей, но все что было связано с русской культурой и русским духом. Они жгли города, расстреливали в упор лики святых. Они делали из позолоты куполов сувениры и сбрасывали с куполов кресты. Разбирали памятники и частями отправляли в разные уголки Германии, как пепел, развевая по Европе. И земля после их нашествия оставалась безлюдным пустырем.
Уничтожение Новгорода предусматривалось немецким командованием. Историко-архитектурные памятники, известные всему миру, должны были исчезнуть. Для своих солдат немецкое командование выпустило несколько брошюр о Новгороде. В одной из них под названием «Господин Великий Новгород» были помещены изображения некоторых исторических памятников города, и под каждым из них стояла зловещая подпись: «Перед бесследным уничтожением». Город был обречен на уничтожение. Прямой наводкой они расстреляли 8 архитектурных памятников XII-XIV веков. <...>
Далее


 

ПОБЕДНАЯ ТОЧКА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (очерк)
Вячеслав Зимонин60 лет тому назад весна и лето 1945 года вошли в историю как время полного разгрома нацистской Германии и краха милитаристской Японии. Особой гордостью для народов бывшего Советского Союза и современной России является то, что и на западе, и на востоке Евразии последние победные точки в вооруженной борьбе с главными зачинщиками Второй мировой войны были поставлены воинами Вооруженных сил СССР. Вынеся основную тяжесть кровопролитной борьбы на Европейском театре военных действий, сковывая на протяжении всей Второй мировой войны, а затем и разгромив костяк японской армии – миллионную Квантунскую группировку войск, Советский Союз внес основной вклад в достижение общей Победы.
Вступление СССР 9 августа 1945 года в войну против Японии не только обеспечило благоприятное для России разрешение накопившихся за десятилетия проблем и споров между двумя странами, повысило роль и значение Советского Союза в делах Азиатско-Тихоокеанского региона, но и значительно приблизило день наступления долгожданного мира, спасло жизни многих миллионов людей.
Дальневосточная кампания Вооруженных сил СССР представляла собой новую, в значительной степени самостоятельную войну. В то же время эта война вызревала в течение всей Великой Отечественной войны, на сложный ход которой существенное влияние оказывал японский военный фактор, в частности, необходимость даже в самые критические ее периоды держать на Дальнем Востоке свыше миллиона советских войск; политическая подготовка к вступлению СССР в войну против Японии началась в разгар Великой Отечественной войны, а непосредственная подготовка советских вооруженных сил к этому развернулась, когда Красная Армия еще только готовилась нанести решающий удар по фашистской Германии; лишь победа над Германией не давала полной гарантии безопасности Советского государства. Все вышесказанное и ряд других обстоятельств позволяет констатировать, что советско-японская война, представляя собой (как и Отечественная) самостоятельную часть Второй мировой войны, явилась вместе с тем логическим продолжением Великой Отечественной войны советского народа за свою независимость, безопасность и суверенитет. <...>
Далее


 

«МОЖЕТ, СВИДИМСЯ ЕЩЁ?..» (документальная повесть)
Виталий ФесенкоЭта повесть о самой трагической странице в истории Севастополя – гибели и пленении в июле 1942 года на Херсонесском плацдарме брошенных на произвол судьбы 100 тысячах героических защитников города. Об этих событиях еще недавно не было принято говорить и, тем более, писать, даже в Севастополе. В основу данной повести легли документальные факты.
В нашей литературе о Великой Отечественной войне было принято показывать героизм, подвиги, мужество советских воинов-победителей. Значительно меньше рассказывалось о трагических событиях и потерях, ценой которых была добыта Победа. Именно об этом – моя повесть. Мы должны знать всю правду о минувшей войне, о том, как она отразилась на судьбах людей. Память об этом должна сохраниться в поколениях.
«И к тридцать пятой батарее не пробиться,
парад последний на обрыве состоится…
Прости нам бегство, город наш родной…» (из песни).
«Они стояли у края обрыва и вглядывались в непроглядную темноту горизонта, ещё недавно мучительно тлевшего и угрожавшего багровым лезвием заката. Луна ещё не взошла, и тёмная южная ночь коварно обрушилась на изменчивое, как хамелеон, море, утопив в его волнах тревожные блики заходящего солнца. Внизу, под обрывом, грохотал прибой и взбитая волнами пена мерцала в ночи белёсым призрачным сияньем. Она, как белилами, прорисовывала кромку берега и помечала прибрежные скалы, которые выныривали из мрачной пучины, словно чёрные доисторические чудовища. Это зыбкое пенное ожерелье лишь подчёркивало черноту разбуженной стихии. <...>
Далее


 

Елена ЧЕРНИЙ – «ПОСЛУШАЙТЕ И МЕНЯ!» Юрий МАКСИМОВ – «ТЕРЕЗА, ТРИ МИХАИЛА И ДРУГИЕ» Борис БОРОВИК – «ПОСЛЕ ВОЙНЫ» Алексей МУРЗИН – «ПОМИНКИ» Вера МАКЕВНИНА – «ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ» Игорь БEЗРУК – «ПРИЗРАК ИЗ ПРОШЛОГО» Евгений МАЛОШЕНКО – «МГНОВЕНИЯ СУДЬБЫ» Валерий БУРЯК – «ЦЕЛЕБНЫЙ БОРЩ» Вера ПУШКАРСКАЯ – «ГОСПИТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ» Владимир ПОГОРЕЛОВ – «ГРОЗНЫХ БИТВ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА» Наталья БЕЛЕБА – «ДЕВУШКА НА КОНЕ» Ольга АРМАТЫНСКАЯ – «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» Александр ОГНЁВ – «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА» Александр ОГНЁВ – «СКЛЕРОЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ» Елена НИКИТИНА – «ДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ» Ольга ИЖЕНЯКОВА – «ВОИНЫ ЖЕЛЕЗНОЙ ХВАТКИ» Мария ВОЛЫНЕЦ – «СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА» Лев БОЧЕНКОВ – «КРЫЛАТЫЙ КОММУНАР» Елена АБРАМЧИК – «КОРОЛЬ – УРОЖЕНЕЦ ДВОРЦА» Вальтер ХРЕНКОВ – «ИСПОВЕДЬ О ВОЕННОМ ДЕТСТВЕ» Петр ИЛЮШКИН – «В КОГТЯХ У «БУРОГО МЕДВЕДЯ» Елена ГОРЧАКОВА – «ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПРЕИСПОДНЕЙ» Игорь ХРАМОВ – «БЕЛАЯ РОЗА» Валерий БУРЯК – «ЗЕНИТНЫЙ БРОНЕПОЕЗД №33» Вера ПУШКАРСКАЯ – «НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ» Игорь КОЛЯКА – «СТАРАЯ МИНА» Александра ДРОЗДОВА – «МАМА» Игорь КОЛЯКА – «ПРОЩАЙТЕ, МАЛЬЧИКИ!» Александр ТАРАСОВ – «ДИВИЗИОН «ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ» Вячеслав ЗИМОНИН – «ВЕЛИКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ» Серик ИСТЕЛЕЕВ – «РАССВЕТ МИРНОГО ДНЯ» Яков МЕНЬ – «БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ» Александр ЭРДЫНЕЕВ – «БОЛЬШОЙ ПАТРИОТИЗМ МАЛОГО НАРОДА» Светлана ШАПОВАЛОВА – «БАБУШКА С ТАМАНИ» Ольга ИЖЕНЯКОВА – «БРАВЫЙ СОЛДАТ ПЕТЬКА» Сосо МЧЕДЛИШВИЛИ – «ИНТЕРМЕДИЯ» Евгений НОВИКОВ – «ГАЛЕРЕЯ» Сосо МЧЕДЛИШВИЛИ – «КАПИТАЛ» Инна ТКАЧЕНКО – «ЦЕЗАРЬ» Юрий ЛОПАТИН – «ГАЛЯ МОЛОДАЯ» Наталья БЕЛЕБА – «НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА» Александр ЛЕВЧЕНКО – «ФРОНТОВОЙ ДНЕВНИК ВИНОГРАДОВА» Андрей ТАРХАНОВ – «ПО ПРИКАЗУ СТАЛИНА» Елена КУМАНИЧКИНА – «ПОСЛЕДНИЙ РАЗГОВОР» Сергей СКРИПАЛЬ – «СОЛДАТ» Леонид ТРИЗНА – «КОМАНДОР СЧАСТЛИВОЙ «ЩУКИ» Евгений КАРПОВ – «ТЕБЕ, НАШЕ НЕБО!..» Лариса МАТРОС – «СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ» Олег СУМИН – «ФИЛОСОФИЯ ПОБЕДЬІ» Леонид ТРИЗНА – «В ПЛЕНУ ОБУГЛЕННОГО ДЕТСТВА» Светлана ЧЕРНЯКОВА – «ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО» Тамара ГОГОЛАДЗЕ – «ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ…» Леонид ТРИЗНА – «СЛАДКАЯ НАГРАДА» Александр ОГУШЕВИЧ – «УЗНИК ЛАМСДОРФА №668» Вера МАКСИМОВИЧ – «ВО ГЛУБИНЕ РОССИИ» Ольга АРТЕМЬЕВА – «ВНУКИ ВОЙНЫ» Виктор РЫБАЛКО – «СУПРУГИ И ДЕТИ ЛИХОЛЕТЬЯ» Леонид ТРИЗНА – «ГИБЕЛЬ ОТЦА» Юрий ЛОПАТИН – СБОРНИК РАССКАЗОВ Юрий РЫПОЛОВСКИЙ – СБОРНИК СТИХОВ Елена СМИРНОВА – «К МИРНОЙ ЖИЗНИ» Владимир КЕШИШЕВ – «ОТЦОВСКИЙ ДОЛГ ГЕРОЯ» Николай ФЕДОРОВ – «ФРОНТОВОЙ ЭСКУЛАП» Александр ТАРАСОВ – «ФРОНТОВАЯ ЗАКАЛКА БОЙЦОВ» Владимир САТУРИН – «В ОККУПАЦИИ» Владимир НОВИКОВ – «ВЫСОТА» Александр ТАРАСОВ – «ЖЕНЩИНЫ В ЗЕРКАЛЕ ВОЙНЫ» Евгений ПОНТЮХОВ – «НЕТОРОПЛИВЫЙ» Михаил АФАНАСЬЕВ – «ПОДВОДНАЯ ВОЙНА» Александр ТАРАСОВ – «О МУЖЕСТВЕ ПОЖАРНЫХ» Борис ГОРГУЛОВ – «ОСЕНЬ МОИХ ВОСПОМИНАНИЙ» Виктор ГОРЯИНОВ – «ОСОБИСТ» Светлана ШЕЙКИНА – «ПАМЯТЬ ВСЕГДА ЖИВА» Андрей ФАТЕЕВ – «ПЛЕННИКИ ВОЙНЫ» Лев БОЧЕНКОВ – «РЯДОВОЙ СТРАНЫ СОВЕТОВ» Виктор ГОРЯИНОВ – «ПРАВО ПОБЕДИТЕЛЯ» Юлия СУХОРУКОВА – «УРЮПИНСК – ГОРОД-ГЕРОЙ» Марианна НАНОБАШВИЛИ – «ПРЕКРАСНАЯ ЕЛЕНА» Елена ФЁДОРОВА – «МАМИНА ВОЙНА» Светлана БРЕУС – «МАЛОЛЕТНИЙ ПАРТИЗАН ПОЛЕСЬЯ» Лидия КНЯЗЕВА – «ТРАГЕДИЯ ДЕРЕВНИ ЛЯХОВО» Мария СНЕГИРЁВА – «ХОЧУ УСПЕТЬ…» Сергей ВАСИЛЬЕВ – «БИЛЕТ В ПРОШЛОЕ» Светлана ВОДОПЬЯН – «ХРАНИЛ СОЛДАТ ОГОНЬ ПОБЕДЫ!» Алексей КУТАФИН – «ХОЛОДНОЕ РУССКОЕ СОЛНЦЕ» Дмитрий КАПЕЛЮК – «НЕ ДРЕЙФЬ, ПАЦАНЫ!» Елена СУСЛОВА – «ЭХО СТАЛИНГРАДА» Галина ГОРБАТОВА – «СЕМЬ ДУШЕГРЕЕК» Игорь ВОСТРЯКОВ – «КОМАНДИРОВКА» Леонид ОБУХОВ – «ПОСЛЕДНИЙ БОЙ» Юрий МАНЦУРОВ – «КРЕСТНЫЙ МАРЕСЬЕВА» Татьяна КЛИМОВИЧ – «ПАМЯТЬ СТАРОГО ДОМА» Михо МОСУЛИШВИЛИ – «СИЯНИЕ СНЕЖНОГО ДНЯ» Валентина ПУШКАРЬ – «ТУРГЕНЕВСКАЯ РОЗА» Аркадий ПЕРВЕНЦЕВ – «ДЕВУШКИ ИЗ ОСВЕНЦИМА» Ольга ГАПЕЕВА – «ШЛИ МАЛЬЧИКИ НА ВОЙНУ» Елена НИКИТИНА – «ВОЙНА ЗЕМЛЯКОВ» Зенонас ГРИЦЮС – «ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ» Ирина ДРУЖАЕВА – «МАША И МЕДВЕДЬ» Валерий БУРЯК – «ЗОРКИЙ СНАЙПЕР» Леокадия МЕЛЬНИК – «БАЛЛАДА О ВОЙНЕ» Ольга АРМАТЫНСКАЯ – «СЕСТРЫ» Ольга АРМАТЫНСКАЯ – «ТИХИЕ РЕЧИ» Ольга АРМАТЫНСКАЯ – «БЕРТА» Наталья ПОЛЯКОВА – «СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ» Александр ОГНЁВ – «ПОСЛЕДНЕЕ СКАЗАНИЕ ФРОНТОВИКА» Николай ВТОРУШИН – «БЕЗВЕСТНЫЕ МОГИЛЫ» Марат ГРИГОРЬЕВ – «ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК» Лев БОЧЕНКОВ – «ТЕЗКИ» Марат ГРИГОРЬЕВ – «ВСЕМ СМЕРТЯМ НАЗЛО» Толкынай МАКАШЕВА – «КАЗАХСКИЙ ПАРТИЗАН» Ирина СИЛЕЦКАЯ – «ПОГРАНИЧНЫЙ СТОЛБ» Лилия БРЕХУН – «КРАСНЫЕ МАКИ МОНТЕ КАССИНО» Наталья КАЛЮЖНАЯ – «УЗНИКИ САЛАСПИЛСА» Валентин ЛЕВГЕРОВ – «ТЕРНИСТАЯ ДОРОГА ЛЮБВИ» Анна ДАРГЕЛЬ, Татьяна КОРОЛЕВА – «ОБЕЩАНИЕ» Алла ФЁДОРОВА – «КОГДА ПРИЛЕТИТ АИСТ...» Наталия СЛЮСАРЕВА – «МОЙ ОТЕЦ ГЕНЕРАЛ» Юрий РЫПОЛОВСКИЙ – «ВОЕННОЕ ДЕТСТВО» Сергей НАЗАРОВ – «ВОСЬМОЙ» Тамара ОСМИЕВА – «СУДЬБА» Борис СОТНИКОВ – «НОЧНАЯ РАДИОГРАММА» Лев БОЧЕНКОВ – «СЛУЖИЛ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ» Гамэр БАУТДИНОВ – «И В ИТАЛИИ МЫ БИЛИ ФАШИСТОВ» Галина ЕФИМОВА – «ЖИЗНЬ, ПРОСТЕРТАЯ ПО ВЕКУ» Елена СОКОЛОВА – «ЧЕРЕЗ 60 ЛЕТ» Ирина СИЛЕЦКАЯ – «ЧУЖАЯ СРЕДИ СВОИХ» Инна ТКАЧЕНКО – «КАК НЕПРЕДСКАЗУЕМА ЖИЗНЬ!» Марина ЛАЙД – «ЭШЕЛОНЫ ИДУТ НА ЗАПАД» Елена КУМАНИЧКИНА – «ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ» Лина ЗЕРНОВА – «ЛЮБОВЬ НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАЕТ» Евгений ГРИНБЕРГ – «МАТЬ ОФИЦЕРА» Григорий НИКОЛАЙЧУК – «ДНЕВНИК ФРОНТОВОГО ОФИЦЕРА» Александр ЛЕВЧЕНКО – «СТАЛЬНЫЕ ПЕРЕГОНЫ КАБАНОВА» Евгений ГОРБУНОВ – «ВЗГЛЯД С МАМАЕВА КУРГАНА» Александр ОГУШЕВИЧ – «О РЖАВЫХ ГВОЗДЯХ...» Александр ОГУШЕВИЧ – «ПРЕДУГОТОВАННОСТЬ ВСТРЕЧИ» Иван ПОНОМАРЕВ – «ЭКЗАМЕН НА ВЫЖИВАНИЕ» Андрей КЛИМЕНКОВ – «ГРАНИТНАЯ РЕКА» Евгения РОМАНОВА – «ЗАБЫТЫЙ ГЕРОЙ СССР» Елена КУМАНИЧКИНА – «МОЙ ГЕНЕРАЛ» Галина ПАРШУКОВА – «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ!» Павел ПАВЛОВ – «ЗАЩИТИМ НАШУ ДРУЖБУ!» Светлана СУЛИМЕНКО – «ЭНЕРГИЯ ПОБЕДЫ» Борис СОТНИКОВ – «НЕ МЫ ВЫБИРАЛИ СЕБЕ ЭТИ ДОРОГИ» Ольга АКСЕНОВА – «ОНИ ПРИКРЫЛИ ЖИЗНЬ СОБОЮ» Александр ЛЕВЧЕНКО – «ОН ОДЕЛ СОЛДАТ В БРОНЮ» Валентина БЕЛЯЕВА – «ПЕСНЯ» Зиновий РОГОВ – «НЕБО БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА» Марк ВАЙНШТЕЙН – «ИСКАЛИ МУРАВЬЕДОВА» Владимир ЧИКОВ – «ИСПОВЕДЬ ПЕРЕД ПОСЛЕДНИМ БОЕМ» Альберт МЯСНИКОВ – «ЛЕТО 1942-го» Семён ШКОЛЬНИКОВ – «ДВЕ ЛЮБВИ» Мария БАРКАР – «ПИСЬМО ИЗ ПРОШЛОГО» Валерий БУРЯК – «ГОЛУБАЯ ЛИНИЯ» Юрий ФРОЛОВ – «ТИХОНЯ» Татьяна ОСИНИНА – «ЕСЛИ ВОЙНУ ЗАБЫВАЮТ…» Валентина КОРОСТЕЛЁВА – «НО НАМ ДЕРЖАТЬ ЕЩЁ ЭКЗАМЕН...» Олег ГЛУШКИН – «ПОЭТ-МАРИНИСТ АЛЕКСЕЙ ЛЕБЕДЕВ» Михаил ТУПИЦКИЙ – «БОИ ЗА ТИХИЙ ДОН» Александр ВАЛЕНТИК – «ДЕТСТВА ПРОСТРЕЛЕН ВСКРИК...» Андрей БАСОВ – «НОЧНОЙ ЗВОНОК» Юрий ЛОПАТИН – «В ДОНСКИХ СТЕПЯХ» Нина ДАВЫДЕНКО – «ВОЙНА И ЖЕНЩИНА» Наталия ВОЛЫНЕЦ – «ДВА ИМЕНИ НА ОБЕЛИСКЕ» Виталий ИВАНОВ – «ТЕПЛО ВЕЧНОГО ОГНЯ» Наталия ХАБИБУЛЛИНА – «В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИТСЯ» Геннадий СИДОРОВНИН – «ТАЙНЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ» Любовь АЛЕКСЕЕВА – «КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ» Петр ЧАЛЫЙ – «ПОСРЕДИ СТУДЁНЫХ ВОЛН» Татьяна ЯЩЕНКО – «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ» Владимир ГОРДОН – «ХОЛОДНЫ ВЕСНОЮ РЕКИ» Василий УДАЛЕЦ – «ЗОРА» Виталий ТРЕНИН – «ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ» Ольга АРМАТЫНСКАЯ – «МГНОВЕНИЯ ВОЙНЫ» Виталий МОРОЗОВ – «МОЯ ВОЙНА» Евгений МАЛОШЕНКО – «ПО ДОРОГАМ ВОЙНЫ»


 

® Федеральный журнал «СЕНАТОР». Cвидетельство №014633 Комитета РФ по печати (1996).
Учредители: ЗАО Издательство «ИНТЕРПРЕССА» (Москва); Администрация Тюменской области.
Тираж – 20 000 экз., объем – 200 полос. Полиграфия: EU (Finland).
Телефон редакции: +7 (495) 764-49-43. E-mail: senatmedia@yahoo.com
.


© 1996-2017 — В с е   п р а в а   з а щ и щ е н ы   и   о х р а н я ю т с я   з а к о н о м   РФ.
Мнение авторов необязательно совпадает с мнением редакции. Перепечатка материалов и их использование в любой форме обязательно с разрешения редакции со ссылкой на журнал «СЕНАТОР» ИД «ИНТЕРПРЕССА». Редакция не отвечает на письма и не вступает в переписку.